Бухучёт по услугам

Бухучёт по услугам

Бухучёт по услугам регулируется нормами ПБУ и ФСБУ. Рассмотрим основные методы учёта услуг, а также порядок составления проводок по ним.

Понятие и виды услуг

Услуги — вид деятельности, не имеющей материального выражения, результаты которой реализуются и потребляются в процессе хоздеятельности предприятия (п. 5 ст. 38 НК РФ).

Услуги существуют в большом многообразии, в частности:

  • информационные;
  • аудиторские;
  • транспортные;
  • хранения;
  • консультационные;
  • риэлтерские;
  • связи;
  • обучения и др.

В бухгалтерском учёте все услуги включаются в состав затрат на основании первичных учётных документов.

Основными первичными документами, подтверждающими факт исполнения услуг, являются:

  1. Договор.
  2. Акт выполненных работ или иной документ, подтверждающий приёмку услуг.
Минфин считает, что если договором не предусмотрен пункт о составлении акта, то формировать его нужно только в случаях, предусмотренных законодательством (письмо Минфина от 13.11.2009 N 03-03-06/1/750). Гражданский кодекс обязывает составлять акт, подтверждающий приёмку работ, только в случае строительного подряда (ст. 720 ГК РФ).

Порядок заключения и условия договора оказания услуг регламентированы гл. 37–41, 47–49, 51, 52 ГК РФ (часть 2). Основными действующими лицами в договоре выступают исполнитель и заказчик услуг. Рассмотрим порядок бухучёта у каждого из них.

Учёт услуг у исполнителя

Бухучёт у исполнителя напрямую зависит от вида деятельности и режима налогообложения. Чаще всего компании-исполнители услуг с целью снижения налоговой нагрузки выбирают спецрежимы:

  1. УСН (упрощенная система налогообложения) для ИП и ООО;
  2. АУСН (автоматизированная упрощенная система налогообложения) для ИП и ООО АУСН доступна только в четырех отдельных регионах (Москве, Московской и Калужской областях и Республике Татарстан) на срок до 2027 года;
  3. ПСН (патентная система налогообложения) для ИП.

Если же по каким-то причинам спецрежимы применяться не могут, то применяется ОСНО (общая система налогообложения).

Учёт доходов

Выручка от оказанных услуг является доходом от обычных видов деятельности. Порядок ее учёта регламентируется п. 5 ПБУ 9/99.

Проводки у исполнителя при реализации услуг будут следующими:

  • Дт 62 Кт 90.1: отражена реализация услуг.
  • Дт 90.3 Кт 68: начислен НДС.
  • Дт 90.2 Кт 20 (23, 25, 26, 43): списана себестоимость оказанных услуг.
  • Дт 50 (51) Кт 62: услуги оплачены заказчиком.

Учёт затрат

Бухгалтерский учёт затрат у компаний, занимающихся оказанием услуг, имеет свою специфику, поскольку зависит от конкретного вида деятельности. Если компания занимается оказанием услуг, не требующих материальных вложений (например, информационных, аудиторских или им подобных), то все затраты собираются в дебет счёта 20 «Производственные расходы» (п. 5 ПБУ 10/99).

Рассмотрим, например, услуги обучения. Основные затраты — оплата труда сотрудников, начисление налогов и взносов, амортизация и проч. То есть для оказания данных услуг организация не затрачивает материальных ценностей на производство каких-либо объектов. По итогам месяца ее издержки списываются в себестоимость продаж проводкой Дт 90.2 Кт 20.

Если же фирма оказывает услуги и при этом производит какие-то материальные ценности, то учёт затрат организовывается с использованием:

  • 20-й счёт — «Производственные расходы»;
  • 26-й счёт — «Общехозяйственные расходы» для учёта управленческих издержек.

По мере необходимости задействуется и 25-й счёт — «Общепроизводственные расходы».

Произведённые объекты учитываются на счёте 43 — «Готовая продукция».

Пример

ООО «Модерн» оказывает услуги наружной рекламы. ООО «Ассорти» заказало баннер на магазин. Сумма по договору составила 38 335 руб. (в т.ч. НДС: 6 389,17 руб.).

Проводки в учёте ООО «Модерн»:

  • Дт 51 Кт 62: 38 335 руб. — поступила оплата от ООО «Ассорти»;
  • Дт 62 Кт 90.1: 38 335 руб. — отражена реализация услуг;
  • Дт 90.3 Кт 68: 6 389,19 руб. — выделен НДС.

На изготовление баннера было затрачено материалов на сумму 17 342 руб. (без учёта НДС). Оплата труда работников составила 8 500 руб., взносы с ФОТ: 2 805 руб.

Проводки:

  • Дт 20 Кт 10: 17 432 руб. — списаны материалы на изготовление баннера;
  • Дт 20 Кт 70: 8 500 руб. — начислена заработная плата работникам;
  • Дт 20 Кт 69: 2 805 руб. — начислены взносы с ФОТ.

Согласно учётной политике, ООО «Модерн» ведет учёт готовой продукции по фактической себестоимости.

  • Дт 43 Кт 20: 28 737 руб. (17 432 + 8 500 + 2 805) — изготовлен баннер по фактической себестоимости.
  • Дт 90.2 Кт 43: 28 737 руб. — списана себестоимость услуг.

Учёт услуг у заказчика

Услуги являются расходами предприятия-заказчика и чаще всего относятся на затратные счета 20 (23, 25, 26, 44).

Продолжим пример

Бухгалтер ООО «Ассорти» сделает в учёте следующие проводки:

  • Дт 60 Кт 51: 38 335 руб. — оплачены рекламные услуги ООО «Модерн»;
  • Дт 44 Кт 60: 31 945,81 руб. — приняты к учёту затраты на рекламу;
  • Дт 19 Кт 60: 6 389,19 руб. — учтен входящий НДС.

Однако некоторые услуги могут увеличивать стоимость покупных товаров или основных средств (п. 11 ФСБУ 5/2019, п. 12 ФСБУ 6/2020), например, транспортные или информационные. В таком случае их отражение осуществляется следующим образом:

  • Дт 08 (10, 41) Кт 60: увеличена стоимость ОС (МПЗ, ТМЦ) на сумму транспортных или иных услуг, подлежащих включению в стоимость.

Первичные документы по учёту услуг

В налоговом учёте услуги также включаются в состав затрат и уменьшают налогооблагаемую прибыль при условии экономической обоснованности и наличии первичных учётных документов (ст. 252 НК РФ). Исключением являются нормируемые расходы, когда в базу при подсчёте прибыли включается лишь часть затрат по норме, указанной в налоговом законодательстве.

Как уже было отмечено выше, чаще всего для подтверждения факта оказания услуги составляется акт выполненных работ. Форма акта не содержится в альбоме унифицированных форм (за исключением формы КС-2), разрабатывается и согласовывается сторонами договора самостоятельно, с учётом условий каждой конкретной сделки. При этом бланк должен содержать обязательные реквизиты, перечисленные в ст. 9 закона «О бухгалтерском учёте» от 06.12.2011 N 402-ФЗ:

  • Наименование и дату документа.
  • Название компании-составителя документа.
  • Наименование выполненных работ с указанием стоимостных и количественных характеристик.
  • Подписи сторон с указанием должностей и фамилий подписывающих лиц.

При оказании транспортных услуг компанией-перевозчиком помимо акта выполненных работ обязательно должны быть транспортные документы. К таким документам, в частности, относятся транспортные накладные.

С 2013 года унифицированные формы не являются обязательными к использованию, организации вправе разрабатывать их самостоятельно.

Подведём итоги

Бухучёт по услугам основывается на стандартах ведения бухучёта (ПБУ и ФСБУ).

Все стандарты по бухучёту действующие в 2024 году упомянуты в нашей статье Все ПБУ и ФСБУ по бухучёту в 2024 году

Методология учёта специфична и зависит от конкретного вида деятельности компании-исполнителя. Выручка от оказания услуг учитывается в составе доходов по обычным видам деятельности. Расходы фиксируются как издержки от обычных видов работ на счетах учёта затрат. При производстве материальных ценностей, необходимых для выполнения услуг, используется счёт учёта выпуска готовой продукции 43.

Для заказчика стоимость услуг признается расходом и относится либо на счета учёта затрат, либо на увеличение покупной стоимости активов, для которых данные услуги являются сопутствующими.

В своих статьях мы используем только первоисточники: материалы и обзоры справочной правовой системы «КонсультантПлюс», информационно-правового портала«Гарант.Ру», а также материалы и обзоры сайтов ФНС России, Социальный фонд России, Банка России, официального канала Минтруда России, Федеральной службы судебных приставов, Новости с сайта kdelo.ru, Онлайн журнала «Главбух», сайта nalog-nalog.ru, сайта klerk.ru, а также материалы и обзоры из их телеграм-каналов.

Владельцам бизнеса

Штрафов и конфликтов с контролирующими организациями вы можете избежать полностью, если заключите с нами Договор на Аутсорсинг бухгалтерских услуг

ООО «Аврора Консалт» — команда аттестованных специалистов, которая готова взять на себя: бухгалтерский, налоговый и кадровый учёт, составление отчётности, ведение 1С, расчёт заработной платы, а также юридическую поддержку. Делегирование позволит сэкономить от 400 тыс. до 20 млн. руб. в год (в зависимости от масштаба вашего бизнеса) на бухгалтерах, программистах, а также организации их рабочих мест, кроме этого на: налогах, штрафах, 1С и прочем софте необходимом для бухгалтерского и налогового учёта.

Мы обеспечим прозрачный учёт, защиту базы данных и предоставим страховку от штрафов.

В настоящее время ООО «Аврора Консалт» заключает договоры аутсорсинга бухгалтерских услуг с ООО, ИП, ТСЖ, ТСН и ЖСК зарегистрированными и ведущими свою деятельность на территории Санкт-Петербурга и Ленинградской области.

Отзывы о нашей компании вы можете прочитать на странице Отзывы и на соответствующих сервисах Google и Яндекса по ссылкам на странице Отзывов.

Для заключения договора проводится предварительная встреча в офисе вашей или нашей компании, по договорённости достигнутой накануне.

Все возникающие вопросы вы можете задать, связавшись с нами любым удобным для вас способом: позвонить по телефону (812) 209-02-00, воспользоваться альтернативными способами связи, например, мессенджерами:

или оставить заявку в чате.

Вы можете поделиться этой новостью с друзьями
Мы используем файлы cookie для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie.
Принять
Privacy Policy