Работа с маркетплейсами

Работа с маркетплейсами

Работа с маркетплейсами — бухгалтерский учёт и порядок расчёта налога по таким продажам — является, на сегодняшний день наиболее актуальным вопросом.

Это связано с тем, что работа через маркетплейсы — удобный, современный и приобретающий всё большую популярность способ реализации товаров.

Договорные особенности при работе с маркетплейсами

Все маркетплейсы работают по агентским договорам, поэтому вести учёт доходов и расходов, а также бухучёт следует так же, как и по прочим агентским договорам. В настоящее время существует много сервисов, которые позволяют вести складской учёт торговли в маркетплейсах. При небольших объёмах можно ограничиться личным кабинетом на сайте интернет-площадки.

Самые крупные маркетплейсы в РФ: OZON, Wildberries, Яндекс.Маркет, СберМаркет.

У каждого есть свой договор по взаимодействию с поставщиками товаров, поэтому при работе с маркетплейсом следует учитывать индивидуальные договорные особенности. Но у них есть основная общая черта, на которую следует опираться при рассмотрении вопроса о бухгалтерском и налоговом учёте при движении товаров и услуг через маркетплейсы.

Все маркетплейсы заключают с поставщиком товаров агентский договор.

Однако в каждом отдельном договоре могут быть прописаны следующие особенности:

  • доставка товаров конечным покупателям;
  • особенности доставки товаров поставщиком до склада маркетплейса и его хранения там;
  • особенности ценообразования, наличие скидок и бонусов;
  • штрафы за нарушение условий договора;
  • размер и порядок расчётов с поставщиками;
  • размер и порядок выплаты агентского вознаграждения.

Какую систему налогообложения можно применять при работе с маркетплейсами

Маркетплейсы предлагают работать с организациями, индивидуальными предпринимателями и самозанятыми гражданами. Но не каждая система налогообложения позволяет осуществлять такое взаимодействие.

Самозанятые не имеют права заниматься перепродажей, поэтому на маркетплейсах они могут продавать только собственную продукцию. Аналогичное правило действует для индивидуальных предпринимателей, которые применяют НПД.

Кроме того, ИП на патентной системе налогообложения не могут торговать через маркетплейсы, так как торговля через компьютерные сети не подпадает под понятие розничной торговли в целях применения ПСН.

Обобщим, кто же может торговать через маркетплейсы

Могут торговать через маркетплейсы:

  • ИП и физлица (самозанятые) на НПД при продаже продукции собственного производства.
  • ИП и организации, применяющие УСН или ОСН.

Запрещается торговать через маркетплейсы:

  • ИП и физлицам (самозанятым) на НПД при продаже покупных товаров.
  • ИП на ПСН.

Бухгалтерский учёт при работе с маркетплейсами

Итак, допустим, вы работаете с маркетплейсом. Организация при этом обязана вести бухучёт. Для индивидуального предпринимателя бухгалтерский учёт не является обязательным мероприятием, но многие ИП предпочитают его вести. Управленческий учёт маркетплейсов представляется более информативным, чем бухучёт в маркетплейсах для ИП, но что выбрать — решение каждого отдельно взятого предпринимателя.

В любом случае бухгалтерский учёт маркетплейсов и для организаций, и для ИП одинаковый.

Основываемся на том факте, что между продавцом и маркетплейсом заключен агентский договор. При этом необязательно, что он будет именоваться именно так, а стороны будут называться «принципал» и «агент», но суть договора всё равно останется. Поэтому показываем проводки бухгалтерского учёта реализации через маркетплейс как проводки реализации через агента.

Агент может оказывать дополнительные услуги (например, по доставке товара, рекламные услуги, размещение отзывов о товаре и пр.) и выставлять на эти услуги отдельные документы. В этом случае в учёте продаж на маркетплейсе мы делаем такую же проводку, что и на агентское вознаграждение (Дт 26 (44) Кт 76.2; Дт 19 Кт 76.2), но на основании не отчёта агента, а иного документа. Окончательный взаимозачёт производится с учётом этих сумм.

Бухучёт от маркетплейсов у покупателя не имеет особенностей. Операции покупки товаров на маркетплейсах отражаются так же, как и покупки у прочих поставщиков.

Кассовый чек при продажах через маркетплейс

Покупателями маркетплейса могут быть как юридические лица, так и физические. Поэтому актуальным становится вопрос о применении онлайн-кассы.

Как вести учёт продаж товаров через маркетплейсы в части формирования чеков онлайн-кассы?

При взаимодействии продавца с маркетплейсом происходит несколько расчётов:

  • продажа товара конечному покупателю;
  • перечисление денег от агента продавцу;
  • иногда перечисление денег (агентского вознаграждения) от продавца агенту;
  • зачёт взаимных требований.

Расчёты между маркетплейсом и продавцом товаров происходят в безналичной форме, поэтому говорить о применении онлайн-кассы в последних трёх случаях не приходится, так как безналичные расчёты между ИП и организациями не требуют применения онлайн-кассы.

А вот при продаже товара конечному покупателю чек необходим:

  • в любом случае, если покупатель — физическое лицо;
  • если расчёты происходят наличными в случае, когда покупатель — юрлицо.

Конечный покупатель переводит деньги, как правило, на счёт маркетплейса, а не на счёт продавца, поэтому и онлайн-кассу применяет маркетплейс. При этом они не являются платёжными агентами.

Ранее Минфин выпускал разъяснения, что если агент действует от имени принципала, то и кассу должен применять принципал или же он должен передать свою кассу агенту. Обычно в агентском договоре с маркетплейсом указано, что последний действует от имени принципала. Но учёт при работе с маркетплейсами таков, что получение агентом касс от множества принципалов или же отслеживание принципалом продаж в режиме реального времени представляется практически невозможным.

Формирование чеков маркетплейсом с указанием своего наименования на чеке, признака агента и реквизитов продавца стало обычной практикой.

ВАЖНО! В письме Минфина от 27.05.2020 N 03-01-15/44636 говорится, что когда агент пробил чек, то обязанности пробивать повторный чек у принципала не возникает.

Как вести учёт на маркетплейсах при ОСН

При применении общей системы налогообложения (ОСН) необходимо в её рамках уплачивать налог на прибыль и НДС.

Никаких особенностей в налоговом учёте торговли через маркетплейс нет. В данном случае важно вовремя получать отчёты агентов, чтобы своевременно отражать выручку в целях исчисления налога. Самая распространённая и удобная периодичность — один раз в месяц по его итогам. Дата дохода для целей налога на прибыль и дата начисления НДС — это дата реализации товара покупателю, отраженная в отчёте агента. Если покупатель перечислил аванс, то на эту дату также надо отразить НДС.

НДС

При продаже товаров необходимо начислить НДС. К вычету можно принять НДС, оплаченный поставщику при закупке проданного товара, а также НДС с агентского вознаграждения.

Налог на прибыль (НДФЛ для ИП)

Налог на прибыль (НДФЛ для ИП) исчисляется при продажах через маркетплейс также без особенностей.

Учёт работы через маркетплейс для исчисления УСН

О нюансах агентского договора для упрощенца мы писали в статье Агентский договор при УСН «доходы минус расходы» (нюансы).

Особенности учёта продаж через маркетплейс у организации на упрощёнке заключаются в том, что считать налог требуется кассовым методом, то есть по факту поступления денежных средств на расчётный счёт или в кассу предприятия.

Таким образом, датой получения дохода по агентскому договору с маркетплейсом является дата поступления денежных средств на расчётный счёт продавца.

ВАЖНО! Есть и противоположная позиция ФНС, которая говорит, что датой получения дохода принципала является дата поступления денежных средств агенту. Однако сложившаяся судебная практика опровергает такой подход.

Доходом является полная сумма, полученная агентом от покупателя. Эту сумму принципал может узнать из отчёта агента.

Упрощенцы на 6% «доходы» исчисляют налог именно с этой общей суммы. Упрощенцы на 15% «доходы минус расходы» могут уменьшить налоговую базу на расход в виде агентского вознаграждения.

Как вести учёт товаров на маркетплейсах

Учёт товаров при торговле на маркетплейсах имеет особенности.

Каждый товар в обязательном порядке должен сопровождаться фото и описанием. То есть одного артикула и наименования мало.

Учёт товара для маркетплейса удобно вести в личном кабинете торговой площадки. Любой маркетплейс предоставляет доступ к личному кабинету на своем ресурсе. Каждый из них содержит свои плюсы и минусы, удобства и недостатки. Поставщик самостоятельно загружает данные о товаре в виде описаний и фото.

При большой номенклатуре товаров складской учёт для маркетплейсов удобнее сделать интегрированным: совместить личный кабинет и программу, в которой ведется бухгалтерский учёт торговли на маркетплейсе или складской учёт.

Можно разработать собственную интеграцию, но это разумно для больших объемов продаж через интернет-площадку, так как требует индивидуального подхода программиста.

Многие игроки рынка бухгалтерских программ разработали свои системы учёта для маркетплейса (например, «МойСклад», «Моё дело», облачная «1С»).

Учёт маркетплейсов в 1С 8 реализован в виде учёта в бухгалтерии маркетплейса через функционал комиссионной торговли.

В своих статьях мы используем только первоисточники: материалы и обзоры справочной правовой системы «КонсультантПлюс», а также материалы и обзоры сайтов ФНС России, Социальный фонд России, Банка России, официального канала Минтруда России, Федеральной службы судебных приставов, Новости с сайта kdelo.ru, Онлайн журнала «Главбух», сайта nalog-nalog.ru, а также материалы и обзоры из их телеграм-каналов.

Владельцам бизнеса

Если вы хотите узнать больше о бухгалтерском и налоговом учёте при работе на маркетплейсах или же проконсультироваться по другим вопросам связанных с бухучётом или налогообложением, то обращайтесь к нам. Расценки на консалтинговые услуги вы можете узнать здесь.

В том случае если бухгалтерский и налоговый учёт, а также уплата и возврат налогов вызывают у вас затруднения, то вы можете заключить с нами Договор на оказание Бухгалтерских услуг, либо в рамках договора Разовых бухгалтерских услуг, либо в рамках услуги Бухгалтер удалённо, либо заключив с нами полноценный Договор на Аутсорсинг бухгалтерских услуг

В настоящее время ООО «Аврора Консалт» заключает договоры аутсорсинга бухгалтерских услуг с ООО, ИП, ТСЖ, ТСН и ЖСК зарегистрированными и ведущими свою деятельность на территории Санкт-Петербурга и Ленинградской области.

Отзывы о нашей компании вы можете прочитать на странице Отзывы и на соответствующих сервисах Google и Яндекса по ссылкам на странице Отзывов.

Для заключения договора проводится предварительная встреча в офисе вашей или нашей компании, по договорённости достигнутой накануне.

Все возникающие вопросы вы можете задать, связавшись с нами любым удобным способом: позвонить по телефону (812) 209-02-00, воспользоваться альтернативными способами связи, например, мессенджерами:

или оставить заявку в чате.

Вы можете поделиться этой новостью с друзьями
Мы используем файлы cookie для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie.
Принять
Privacy Policy