Учетная политика при ЕСХН

Учетная политика при ЕСХН

Учетная политика ЕСХН отражает организационные и учетные детали деятельности сельхоз предпринимателя.

Учетная политика ЕСХН

ЕСХН — специальный налоговый режим, поэтому, начиная разговор об учетной политике (УП) для коммерсантов применяющих ЕСХН, необходимо исходить из общих требований Налогового кодекса.

В соответствии со ст. 313 НК РФ в своей УП для целей налогообложения налогоплательщик устанавливает правила ведения налогового учета при осуществлении своей деятельности.

При этом от коммерсанта потребуется:

  • разработать УП еще до начала своей работы;
  • утвердить УП приказом руководителя;
  • применять последовательно из периода в период;
  • корректировать УП в необходимых случаях (при изменении законодательства, при осуществлении новых видов деятельности и др.).

Формируя УП и определяя правила налогового учета, спецрежимнику-сельхозтоваропроизводителю необходимо учесть требования ст. 346.5 НК РФ.

В п. 8 ст. 346.5 НК РФ сформулировано основное требование к форме налогового учета сельхозкоммерсантов на ЕСХН. Необходимую для расчета сельхозналога информацию они обязаны отражать следующим образом:

  • фирмы на ЕСХН — на основании данных бухучета с учетом требований гл. 26.1 НК РФ;
  • ИП на ЕСХН — в специальной книге учета доходов и расходов ИП, утвержденной приказом Минфина России от 11.12.2006 N 169н.

Таким образом, применяющие ЕСХН фирмы должны формировать УП двух видов:

  • для целей бухучета;
  • для целей налогообложения.

Нововведения, которые обязательно нужно учесть при составлении на 2024 год учетной политики для целей бухгалтерского учета, следующие.

С 01.01.2024:

  • в связи с переходом на ЕНП требуются дополнения в рабочий план счетов;
  • необходимо начать применять новый ФСБУ 14/2022.

Также нужно учитывать изменения 2022 года:

учет ОС регулируется двумя новыми ФСБУ 6/2020 и ФСБУ 26/2020;
обязателен к применению ФСБУ 27/2021 «Документы и документооборот»;
операции по аренде должны учитываться в соответствии с ФСБУ 25/2018.

О Федеральных стандартах бухгалтерского учета мы ранее писали в статьях:

  1. ФСБУ 5/2019 «Запасы»
  2. Новое ФСБУ 14/2022 Нематериальные активы
  3. Поправки в ФСБУ 26/2020 «Капитальные вложения»
  4. ФСБУ 27/2021 «Документы и документооборот в бухгалтерском учете»
  5. ФСБУ 6/2020 «Основные средства». Сравнение с ПБУ 6/01
  6. ФСБУ 25/2018 «Бухгалтерский учёт аренды»
  7. Переход на ФСБУ 6/2020 «Основные средства». Детали

Для ИП на ЕСХН, отражающих доходы и расходы в специальной книге, форма и порядок заполнения которой утверждены законодательно, УП для целей бухучета не нужна — им позволено этот вид учета не осуществлять (п. 2 ст. 6 закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ о бухучете).

Однако УП для целей налогового учета ИП лучше все-таки оформить.

Учетная политика ИП на ЕСХН

На первый взгляд, требование к оформлению УП для предпринимателя на ЕСХН кажется избыточным по той причине, что гл. 26.1 НК РФ, посвященная вопросам ЕСХН, не предусматривает многовариантности способов и методов учета доходов и расходов, а переписывать в УП один к одному нормы НК РФ законодательство не требует.

Однако в действительности все не совсем так. Дело в том, что ст. 313 НК РФ предусматривает, что данные налогового учета должны подтверждаться:

  • первичными учетными документами;
  • аналитическими регистрами налогового учета;
  • расчетами налоговой базы.

Это означает, что ИП в своей УП обязаны предусмотреть следующие важные аспекты:

  • формы применяемых для оформления хозяйственных операций первичных документов;
  • алгоритмы документооборота и процедуры обработки учетной информации;
  • иные важные для целей налогового учета решения.

Поскольку ИП на ЕСХН вправе вести учет своих доходов и расходов как на бумаге, так и в электронном виде, избранный способ также необходимо закрепить в УП.

Кроме того, любой коммерсант заинтересован в сохранности своего имущества, поэтому в УП должны найти отражение вопросы проведения инвентаризации имущества и обязательств, а также аспекты внутреннего контроля за учетным процессом.

Другим важным нюансом, требующим непременного отражения в УП, является детализация такой учетной процедуры, как раздельный учет — если ИП совмещает ЕСХН с другим режимом налогообложения.

На основании п. 1 ст. 346.1 НК РФ, применяющие ЕСХН налогоплательщики вправе совмещать данный спецрежим с иными (предусмотренными НК РФ) режимами налогообложения.

А совмещение режимов — это необходимость ведения раздельного учета, регламент которого в законодательстве не описан. Его необходимо разработать самостоятельно и отразить в УП.

Основное требование к применяемому коммерсантом способу раздельного учета — возможность однозначного отнесения тех или иных показателей к разным видам предпринимательской деятельности.

Учетная политика фирмы на ЕСХН

Фирмам на ЕСХН (в отличие от ИП) вести бухучет обязательно, поэтому все детали своего бухгалтерского и налогового учета им необходимо отразить в УП.

ПБУ 1/2008 предписывает фирмам закреплять в УП следующие аспекты:

  • рабочий план счетов;
  • формы первичных документов;
  • регламент и частоту проведения инвентаризаций;
  • график документооборота;
  • иные необходимые для организации бухучета решения.

Утверждены новые правила инвентаризации. Подробности можно узнать здесь.

Для целей бухучета УП должны найти отражение разнообразные учетные моменты, касающиеся специфики деятельности фирмы.

К примеру, если ее работники выезжают в служебные поездки, в УП можно прописать:

  • организационный регламент оформления командировки;
  • размер суточных;
  • перечень отчетных документов по возвращении из служебной поездки;
  • иные командировочные расходы.

В своей УП фирме необходимо не только отразить учетные документы, но и детализировать отчетные особенности. В частности, если фирма применяет упрощенные формы отчетности, что позволено субъектам малого предпринимательства, информацию о применяемых отчетных формах необходимо отразить в УП.

Какие особенности учета имущества коммерсанта на ЕСХН отразить в учетной политике?

Применение ЕСХН отличается строгой регламентацией доходов и расходов, учитываемых при расчете сельхозналога. В том числе это касается и учетных тонкостей в отношении используемого в сельхоздеятельности имущества.

Однако и в таких строгих условиях остаются отдельные вопросы, требующие самостоятельного решения (в том числе отражения в УП) со стороны применяющего ЕСХН коммерсанта.

Рассмотрим, например, нюансы отражения в УП алгоритма учета стоимости земельных участков. Действия коммерсанта при покупке земли регламентированы п. 4.1 ст. 346.5 НК РФ и предусматривают учет стоимости земли в расходах:

  • после фактической оплаты «земельных» прав;
  • при наличии документально подтвержденного факта подачи документов на госрегистрацию указанного права;
  • равномерно в течение определенного периода (не менее 7 лет).

Законодатель установил минимальную временную границу в 7 лет, и с ее учетом сельхозтоваропроизводитель в УП прописывает свой временной период. Он может быть равен как минимально разрешенному, так и любому временному отрезку, превышающему эту границу (8, 9, 10 и более лет).

Помимо земельных участков, в УП могут найти отражение особенности установления сроков полезного использования ОС и НМА сельхозкоммерсанта.

Это актуально для следующих сельхозтоваропроизводителей на ЕСХН:

  • перешедших на ЕСХН с иного налогового режима;
  • имеющих на момент перехода ОС и НМА с остаточной стоимостью.

Поскольку списание указанного имущества не может производиться единовременно, а зависит от сроков полезного использования ОС и НМА, в УП необходимо закрепить порядок его определения — если в общеприменяемой классификации (утвержденной постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 N 1) такая информация отсутствует.

Фирмы и ИП на ЕСХН при составлении учетной политики должны исходить из основных требований НК РФ и ПБУ 1/2008.

Основное предназначение учетной политики для коммерсантов на ЕСХН — закрепить применяемые учетные способы, позволяющие достоверно сформировать налогооблагаемую базу по сельхозналогу и рассчитать его.

В своих статьях мы используем только первоисточники: материалы и обзоры справочной правовой системы «КонсультантПлюс», а также материалы и обзоры сайтов ФНС России, Социальный фонд России, Банка России, официального канала Минтруда России, Федеральной службы судебных приставов, Новости с сайта kdelo.ru, Онлайн журнала «Главбух», сайта nalog-nalog.ru, сайта klerk.ru, а также материалы и обзоры из их телеграм-каналов.

Владельцам бизнеса

Если бухгалтерский и налоговый учёт, а также уплата и возврат налогов вызывают у вас затруднения, то вы можете заключить с нами Договор на оказание Бухгалтерских услуг, либо в рамках договора Разовых бухгалтерских услуг, либо в рамках услуги Бухгалтер удалённо, либо заключив с нами полноценный Договор на Аутсорсинг бухгалтерских услуг

В настоящее время ООО «Аврора Консалт» заключает договоры аутсорсинга бухгалтерских услуг с ООО, ИП, ТСЖ, ТСН и ЖСК зарегистрированными и ведущими свою деятельность на территории Санкт-Петербурга и Ленинградской области.

Отзывы о нашей компании вы можете прочитать на странице Отзывы и на соответствующих сервисах Google и Яндекса по ссылкам на странице Отзывов.

Для заключения договора проводится предварительная встреча в офисе вашей или нашей компании, по договорённости достигнутой накануне.

Все возникающие вопросы вы можете задать, связавшись с нами любым удобным для вас способом: позвонить по телефону (812) 209-02-00, воспользоваться альтернативными способами связи, например, мессенджерами:

или оставить заявку в чате.

Вы можете поделиться этой новостью с друзьями
Мы используем файлы cookie для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie.
Принять