Особенности воинского учёта в 2024 году

Особенности воинского учёта в 2024 году

Особенности воинского учёта в 2024 году связаны в первую очередь с тем, что изменился призывной возраст, а также с введением единого реестра военнообязанных.

Изменение призывного возраста

С 1 января 2024 года призыву на срочную службу подлежат граждане в возрасте от 18 до 30 лет.

Правительство подписало постановление о внесении изменений в Положение о призыве на военную службу граждан РФ, Положение о воинском учёте и Положение о военно-врачебной экспертизе. Теперь нормативная база по воинскому учёту соответствует закону от 04.08.2023 N 439-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», который, согласно статьям 1 и 3 этого закона, повысил верхнюю границу призывного возраста с 27 до 30 лет.

Что это значит для работодателя

Работодатели должны вести воинский учёт сотрудников — призывников и военнообязанных.

Призывник — это не зачисленный в запас мужчина призывного возраста. Военнообязанный — статус, который сменяет собой статус призывника.

О том, как определить военнообязанных в организации, читайте здесь. Если коротко, то в паспорте военнообязанных и призывников стоит штамп. Если гражданин подлежит воинскому учёту, на 13 странице паспорта есть отметка «Военнообязанный».

Штамп о воинской обязанности проставляют в паспортах всех военнообязанных и призывников, кроме тех граждан, которые признаны негодными по состоянию здоровья.

Начнет работать межведомственное взаимодействие

С 2024 года планируется сделать работу военкоматов более прозрачной.

Еще в ноябре 2023 года Владимир Путин подписал указ, в котором поручил Минцифры и ФНС при участии Министерства обороны сформировать государственный информационный ресурс по актуализации документов воинского учёта к апрелю 2024 года.

Во-первых, создадут единый реестр воинского учёта. в нем будут содержаться личные данные военнообязанных и призывников. в тестовом режиме реестр воинского учёта уже работает с 1 октября 2023 года в нескольких регионах России. Весь 2024 год в реестр будут собирать данные, а с 1 января 2025 года реестры перейдут в управление Минобороны и должны будут заработать в полноценном режиме, ожидают в Минцифры.

Во-вторых, организуют систему межведомственного взаимодействия между военкоматами и органами власти. в результате такая система позволит поставить граждан на воинский учёт или снять с него без личной явки.

Информация о гражданах будет поступать в военкоматы из органов внутренних дел, налоговой, СФР, органов предварительного следствия/дознания, судов, государственной власти субъектов, ЦИК, вузов, Минпросвещения, медицинских учреждений. Передаваться будут сведения о состояние здоровья, прописке, гражданстве, возбужденных делах, приговорах, образовании, актах ЗАГС и т.д.

Кроме того, в 2024 году уже будет работать единый реестр повесток. Планируется, что цифровой реестр позволит направлять повестки только тем, кто подлежит призыву на военную службу, и снизить риск ошибок, вызванных человеческим фактором.

Что это значит для работодателя

Возможно, именно с момента, когда вся информация будет в единой базе данных, военкоматы начнут штрафовать компании за нарушения требований воинского учёта. Точную информацию мы с вами получим позднее, пока это планы.

Из преимуществ цифровизации взаимодействия с военкоматами — работодатели смогут в онлайн-режиме информировать комиссариаты о военнообязанных и обновлять сведения воинского учёта.

ТОП-7 проблем, с которыми столкнулись компании при постановке на воинский учёт

На практике на любом из этапов могут возникнуть неожиданные трудности, которые сложно заранее предусмотреть. Правда надо отметить, что со временем эти проблемы начинают отходить на второй план или исчезать вовсе, что мы связываем с появлением более чётких и подробных разъяснений получаемых военкоматами, но они всё-таки ещё встречаются. Не все проблемы, кстати, связаны с военкоматами есть и внутренние проблемы организаций, которые связаны с правильностью ведения кадрового учёта.

Проблема N1. Военкомат отказался ставить компанию на учёт

Ситуация: Военкомат отказался принимать документы и ставить организацию на учёт, аргументируя это тем, что в штате у неё нет военнообязанных сотрудников.

Решение: Согласно ст. 8 Федеральный закон от 31.05.1996 N 61-ФЗ (ред. от 13.06.2023) «Об обороне», организация должна не только вести воинский учёт работников, но и предоставлять для нужд обороны здания, сооружения, транспортные средства и т.д. Таким образом, вне зависимости от того, есть ли в штате военнообязанные сотрудники, компания по закону все равно должна встать на воинский учёт.

В этом случае необходимо подготовить дополнительный документ, сопроводительное письмо со ссылками на законодательство, чтобы клиент сходил в военкомат и получил официальный письменный отказ от постановки организации на учёт. Это защитит компанию в  том случае, если к ней будут предъявлены претензии, и подтвердить, что клиент свою обязанность готов был исполнить, необходимый пакет документов был собран и передан в военкомат.

Это далеко не единичный случай. Военкоматы в разных регионах отказываются ставить на учёт компанию без военнообязанных. Иногда, после того как только вы начинаете настаивать на необходимости постановки организации на учёт,вам начинают перечислять бесконечные перечни документов, которые вам нужно для этого предоставить — помимо реально необходимых: формы N18, приказа и плана ведения воинского учёта до учётной политики организации, «обязанностей и функциональностей компании». На просьбу продиктовать список дополнительных документов сотрудники военкоматов отказываются давать консультации по телефону, посылают читать методические рекомендации и бросают трубку — «конец связи!».

Проблема N2. в военкоматах не знают, кто относится к их ведомству

Ситуация: Вы позвонили в военкомат, к которому, предположительно, должна относится ваша компания, назвали наименование ООО, юридический адрес и спросили, к их ли ведомству относится ваша компания. Сотрудники военкомата могут ответить, что не знают, кто по адресу регистрации относится к их ведомству.

Решение: В таких случаях вам могут помочь сотрудники соседних военкоматов, местной администрации и управления.

Проблема N3. Военкомат не принимает документы от лиц, действующих по доверенности

Ситуация: в одном из военкоматов мы столкнулись со следующей проблемой: военкомат отказался принимать документы для постановки на воинский учёт по доверенности. Сотрудники военкомата сообщили, что документы примут, только при личной явке, либо руководителя, либо сотрудника, который указан в приказе о назначении ответственного за воинский учёт.

Решение из практики: Руководителю нет времени стоять в очередях. При этом бухгалтер не готов (а) брать на себя ответственность за воинский учёт и подписывать соответствующий приказ. Мы , например, в одном из таких случаев договорились с клиентом так: наша компания отправляет курьера, который отсиживает очередь, и ко времени, когда очередь подходит к нам, подъезжает сам руководитель. При этом наш эксперт его сопровождает и консультирует по всем вопросам, которые могут появиться в момент подачи документов. Таким образом и мы свою обязанность выполнили, и удовлетворили пусть и необоснованное, но существующее требование военкомата. При этом клиент всё равно сэкономил время.

Хорошо, что с такой проблемой мы сталкиваемся крайне редко.

Проблема N4. Военкомат не ставит на учёт организации, у которых мало военнообязанных сотрудников

Ситуация: Сотрудник военкомата отказывается принимать документы для постановки компании на учёт, если в организации трудится, например, менее 10 военнообязанных сотрудников. По словам сотрудника военкомата, им «и так компаний на учёте хватает, а вам достаточно встать на учёт в управе».

Решение: Как и при решении Проблемы N1 — к основному пакету документов составляется сопроводительное письмо, для того чтобы получить письменный отказ от постановки компании на учёт. Кроме того, в таких случаях, нужно направлить жалобу в военную прокуратуру, лучше если жалобу составит юрист. Главное — это доказать письменно, что компания свою обязанность по постановке на воинский учёт выполнила, необходимые документы подготовила, но именно со стороны военкомата получила отказ по причине: «в штате менее (стольки-то) военнообязанных сотрудников».

Проблема N5. Военкоматы требуют дополнительные, иногда неактуальные документы

Ситуация: В военкоматах могут требовать предоставить документы, которые давно уже не актуальны, выдавать собственные бланки документов, которые отличаются от установленных нормативом. Например, одному из наших клиентов сообщили, что карточку по форме N18 обязательно нужно делать через специальную программу и выгружать оттуда.

Решение: Обязательно нужно сдать документы, которые требует только актуальное законодательство. Все дополнительные требования стоит рассматривать индивидуально.

Проблема N6. Военкоматы могут проконсультировать не верно

Ситуация: Не все военкоматы дают какие-то комментарии, особенно по телефону, а если и дают, то могут проконсультировать не верно. Одному нашему клиенту заявили, что бронирования уже не существует в принципе.

Решение: Опираться стоит в первую очередь на  актуальное законодательство.

Если у вас есть сомнения и спорные вопросы, вы можете проконсультироваться с нами по контактам указанным в конце статьи.

Проблемы с военкоматами могут сильно замедлить процесс постановки компании на учёт. Именно поэтому мы рекомендуем как можно раньше начать аудит сотрудников, которых требуется поставить на учёт, подготовить документы для организации и под каждого военнообязанного сотрудника и направить их в военкоматы.

ООО «Аврора Консалт» защитит от штрафов и поможет вашему бухгалтеру. мы возьмем на себя организацию и ведение воинского учёта — от подготовки документов до регулярной отчётности.

Проблема N7. У компании отсутствуют данные о прописках сотрудников

Эта проблема является проблемой кадрового учёта, которая выявляется во время постановки компании на воинский учёт или аудита кадров.

Ситуация: У одной компании, которая обратилась к нам за помощью с постановкой на воинский учёт, не оказалось сведений по адресам регистрации сотрудников. Кадровая служба компании просто не запрашивала эти данные при трудоустройстве и не вносила их в учёт.

Решение: Данные об адресах регистрации нужны не только для воинского учёта. Обязательно брать у сотрудников паспортные данные, в которые входят и сведения о регистрации. Эти данные пригодятся, например, в случае, если компании нужно разыскать сотрудника, направить ему уведомление и т.д.

В данном случае мы параллельно с постановкой компании на воинский учёт запустили процесс кадрового аудита, чтобы выявить, каких еще необходимых данных нет в учёте и вовремя исправить ошибки.

Такие проблемы чаще всего связаны с тем, что, либо на бухгалтера повесили кадровый учёт, либо у кадровика задач больше, чем он может реально выполнить. При этом кадры и зарплата — это та сфера, где как нигде важны сроки, многие мероприятия по кадрам и заработной плате нужно проводить в учёте день в день.

При этом часто в компании бухгалтер работает за троих: и кадровый учёт ведёт, и считает зарплаты, и воинский учёт берет на себя. но это риск. в одиночку сотруднику сложно успевать выполнять все задачи: в итоге в отчётности или начислениях появляются ошибки, за ними штрафы и конфликты с сотрудниками. А сам бухгалтер быстро выгорает. с таким положением дел в компании мы регулярно сталкиваемся, когда к нам на обслуживание приходят новые компании.

В своих статьях мы используем только первоисточники: материалы и обзоры справочной правовой системы «КонсультантПлюс», а также материалы и обзоры сайтов ФНС России, Социальный фонд России, Банка России, официального канала Минтруда России, Федеральной службы судебных приставов, Новости с сайта kdelo.ru, Онлайн журнала «Главбух», сайта nalog-nalog.ru, сайта klerk.ru, а также материалы и обзоры из их телеграм-каналов.

Владельцам бизнеса

Чтобы обезопасить себя от проверок и претензий ГИТ и поможем избежать штрафов, доверьте кадровое делопроизводство ООО «Аврора Консалт». мы возьмем на себя учёт, приведем в порядок документацию, в кратчайшие сроки. мы возьмём на себя и воинский учёт в организации, да же с нуля. Оперативно проведем кадровый аудит, подготовим документы для постановки на воинский учёт и поможем избежать штрафов.

ООО «Аврора Консалт» — команда аттестованных специалистов, которая готова взять на себя: бухгалтерский, налоговый и кадровый учёт, составление отчётности, ведение 1С, расчёт заработной платы, а также юридическую поддержку. Если бухгалтерский и налоговый учёт, уплата и возврат налогов вызывают у вас затруднения, то мы подхватим его на лету.

Заключайте с нами Договор на оказание Бухгалтерских услуг в любом формате:

В настоящее время ООО «Аврора Консалт» заключает договоры аутсорсинга бухгалтерских услуг с ООО, ИП, ТСЖ, ТСН и ЖСК зарегистрированными и ведущими свою деятельность на территории Санкт-Петербурга и Ленинградской области.

Отзывы о нашей компании вы можете прочитать на странице Отзывы и на соответствующих сервисах Google и Яндекса по ссылкам на странице Отзывов.

Для заключения договора проводится предварительная встреча в офисе вашей или нашей компании, по договорённости достигнутой накануне.

Все возникающие вопросы вы можете задать, связавшись с нами любым удобным для вас способом: позвонить по телефону (812) 209-02-00, воспользоваться альтернативными способами связи, например, мессенджерами:

или оставить заявку в чате.

Вы можете поделиться этой новостью с друзьями
Мы используем файлы cookie для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie.
Принять