Специалист по кадрам
Кто такой специалист по кадрам, что входит в его обязанности.
Кто такой кадровик и чем он занимается
Кадровик, или специалист по кадрам (он же HR от англ. human resources — буквально человеческие ресурсы) — это ключевой игрок в любой организации. Он ведет всё кадровое делопроизводство организации. А в небольших компаниях, кадровику нередко приходится вести еще и воинский учёт, заниматься HR, рекрутингом и даже закупочной деятельностью.
Конечно у кадровика много работы с документами, но настоящий кадровик поможет разрулить конфликтную ситуацию, найдёт подход к сотруднику и мотивирует его работать эффективней.
Идти в профессию стоит тем, кто любит общаться с людьми, спокойно переносит монотонный труд, любит статистику и аналитику, а ещё быстро обучается, понимает трудовое законодательство и ориентируется в огромном количестве нормативных документов.
Должность кадровика есть в штатном расписании большинства компаний. Мы рассмотрим важные аспекты профессиональной подготовки, основные требования работодателей, а также расскажем про основные задачи и функции сотрудника в этой должности.
Какие требования к образованию и опыту у работодателей к кадровику
Чтобы успешно выполнять свои обязанности, специалист по кадрам должен обладать широким спектром навыков и знаний.
У него должно быть высшее образование в области управления персоналом, права, экономики или социологии. Кроме того, важно, чтобы кадровик постоянно повышал свою квалификацию, участвуя в различных курсах, семинарах и тренингах, направленных на совершенствование навыков в сфере кадрового управления и трудового законодательства.
Основная работа кадровика связана с документами, он отвечает за их сохранность и правильность оформления, поэтому знание Трудового кодекса, а также других нормативных документов — обязательно. Кадровик должен быть в курсе всех изменений в законодательстве и уметь применять их на практике.
Не менее важны для кадровика и коммуникативные навыки. Он должен уметь эффективно общаться с сотрудниками, руководителями и понимать их потребности.
Аналитические способности и умение работать с данными — ещё одно важное качество специалиста отдела кадров. Кроме того, специалист по персоналу должен обладать лидерскими качествами, чтобы руководить и мотивировать сотрудников, а также брать на себя ответственность за принятые решения.
Наконец, кадровик должен уметь пользоваться программами, предназначенными для управления персоналом, такими как HR-системы и SAP.
Какие задачи сейчас ставят работодатели перед специалистом по кадрам
Основные задачи кадровика можно отнести к 4-м категориям.
1. Планирование, найм и управление кадрами:
- инспектор по кадрам должен понимать сколько работников, какой квалификации необходимо в каждом отделе;
- должен понимать где необходимо сократить или оптимизировать персонал;
- должен понимать, каким образом обеспечить условия для развития персонала;
- должен разработать программу найма и отбора кандидатов;
- принимать участие в интервью, оценках и тестировании кандидатов.
2. Трудовые отношения и дисциплинарные вопросы:
- кадровик ведёт учёт рабочего времени и личные дела сотрудников;
- участвует в разработке и реализации программы мотивации и стимулирования персонала;
- занимается урегулированием конфликтов и дисциплинарными вопросами.
3. Документация и отчётность:
- специалист кадровому делопроизводству ведёт документацию по персоналу;
- занимается разработкой штатного расписания;
- формирует порядок приёма и увольнения сотрудников;
- разрабатывает приказы и локальные акты компании;
- сдаёт кадровую отчётность в госорганы: СФР и Росстат;
- выдаёт справки работникам.
4. Безопасность и охрана труда:
- специалист по кадрам участвует в разработке и реализации программ безопасности и охраны труда;
- составляет список работников, которые обязаны проходить обязательный медосмотр;
- информирует работников об условиях труда: на стадии заключения трудового договора и при ознакомлении с результатами специальной оценки условий труда (СОУТ) (с результатами СОУТ инспектор по кадрам знакомит сотрудников под подпись);
- участвует в программах по предотвращению и уменьшению рисков для здоровья и безопасности сотрудников, проводит анализ рабочих мест, процессов, чтобы выявить потенциальные опасности.
Какими инструментами и методами должен владеть кадровик
Для эффективного выполнения своих задач инспектор по кадрам должен владеть широким спектром инструментов и методов. Рассмотрим основные из них.
Методы оценки и отбора персонала:
- интервью (структурированные, неструктурированные, поведенческие, ситуационные и др.);
- тестирование (на профессиональные знания, личностные качества, когнитивные способности);
- анализ резюме и рекомендаций.
Методы обучения и развития персонала:
- тренинги и семинары;
- наставничество и коучинг;
- электронное обучение (e-learning).
Методы мотивации и стимулирования:
- система оплаты труда (оклад, премии, бонусы, награды);
- нематериальная мотивация (признание, карьерный рост, обучение, корпоративные мероприятия и т.п.);
- социальные гарантии и льготы.
Методы управления эффективностью:
- постановка целей и KPI;
- регулярная оплата и обратная связь;
- управление по результатам (MBO);
- система управления талантами.
Инструменты автоматизации HR-процессов:
- информационные системы управления персоналом (HRIS);
- электронный документооборот (ЭДО);
- порталы самообслуживания сотрудников;
- аналитика и отчётность.
Управление корпоративной культурой:
- корпоративные ценности и традиции;
- командообразование (или, если так больше нравится, тимбилдинг);
- внутренние коммуникации и обработка данных;
- управление изменениями.
Владение всеми этими рабочими инструментами позволяет кадровикам эффективно управлять сотрудниками. Однако важно помнить, что применение любого инструмента должно быть адаптировано к специфике компании и её бизнес-задачам.
Плюсы и минусы профессии
Как в любой другой профессии, в кадровой есть и то, и другое.
Плюсы:
- стабильный спрос на хороших кадровых специалистов;
- отдел кадров уважают все;
- работа с людьми хорошо развивает коммуникативные навыки;
- вы будете управлять людьми;
- высокая зарплата и дополнительные льготы.
Минусы:
- большой объём скрупулёзной работы;
- непрерывный поток задач и решений;
- работа связана с общением, а значит и со стрессом;
- необходимо постоянно отслеживать изменения в законодательстве и Трудовом кодексе.
Сколько зарабатывает специалист по кадрам
Заработная плата специалиста по кадрам зависит от ряда факторов, таких как: уровень образования, опыт работы, регион, размер и сфера деятельности компании.
По данным портала HeadHunter, средняя заработная плата специалиста по кадрам в России составляет около 50 000 рублей в месяц. При этом в Москве и Санкт-Петербурге средняя зарплата кадровиков выше — около 70 000 рублей.
Начинающие кадровик обычно получают зарплату в среднем 30 000 — 40 000 рублей. Однако по мере накопления опыта и развития профессиональных навыков их доход может значительно вырасти. Опытные специалисты могут рассчитывать на более высокую заработную плату — от 80 000 до 120 000 рублей в месяц.
Помимо заработной платы, специалисты по кадрам могут рассчитывать на дополнительные льготы и выплаты, такие как ДМС, оплата мобильной связи, оплата обучения и повышение квалификации.
Как стать специалистом по кадрам
Профессия кадровика требует определённого сочетания образования, навыков, характера и интересов. Рассмотрим шаги, которые помогут вам достичь целей и стать успешным специалистом.
Шаг 1. Образование и квалификация:
- получите образование в области управления персоналом, права, экономики или социологии;
- пройдите обучение на курсах, диплом которых подтвердит вашу квалификацию в области кадрового управления;
- участвуйте в профессиональных организациях, таких как HR-ассоциации и союзы;
- читайте профильные СМИ и паблики.
Шаг 2. Практика и опыт:
- участвуйте в практических проектах и инициативах в области кадрового управления;
- вникайте в нюансы профессии;
- изучайте бизнес-процессы, влияющие на функциональность всей компании.
Шаг 3. Трудовое законодательство:
- изучайте трудовое законодательство и нормативные акты, связанные с кадровым делом;
- посещайте конференции, вебинары и курсы повышения квалификации, связанные с вашей работой.
Шаг 4. Коммуникативные навыки:
- участвуйте в семинарах, направленных на улучшение навыков общения;
- прокачивайте гибкие навыки взаимодействия с людьми.
В качестве заключения
Кадровик отвечает за широкий спектр задач, включая кадровый учёт, охрану труда, рекрутмент, обучение и развитие персонала, разрешение споров и многое другое.
Таким образом, профессия предъявляет высокие требования к соискателям, но в то же время открывает широкие возможности для профессионального развития и карьерного роста. Сочетание теоретических знаний, практических навыков и личностных качеств является залогом успеха в этой востребованной профессии.
Умение собрать сильную команду и успешно управлять ей делает из простого кадровика высокооплачиваемого эксперта, за которого борются крупнейшие компании.
В своих статьях мы используем только первоисточники: материалы и обзоры справочной правовой системы «КонсультантПлюс», информационно-правового портала«Гарант.Ру», а также материалы и обзоры сайтов ФНС России, Социальный фонд России, Банка России, официального канала Минтруда России, Федеральной службы судебных приставов, Новости с сайта kdelo.ru, Онлайн журнала «Главбух», сайта nalog-nalog.ru, сайта klerk.ru, сайта www.buhonline.ru, а также материалы и обзоры из их телеграм-каналов.
Владельцам бизнеса
Штрафов и конфликтов с контролирующими организациями вы можете избежать полностью, если заключите с нами Договор на Аутсорсинг бухгалтерских услуг
ООО «Аврора Консалт» — команда аттестованных специалистов, которая готова взять на себя: бухгалтерский, налоговый и кадровый учёт, составление отчётности, ведение 1С, расчёт заработной платы, а также юридическую поддержку. Если бухгалтерский и налоговый учёт, уплата и возврат налогов вызывают у вас затруднения, то мы подхватим его на лету.
Мы обеспечим прозрачный учёт, защиту базы данных и предоставим страховку от штрафов.
В настоящее время ООО «Аврора Консалт» заключает договоры аутсорсинга бухгалтерских услуг с ООО, ИП, ТСЖ, ЖСК и СНТ зарегистрированными и ведущими свою деятельность на территории Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
Отзывы о нашей компании вы можете прочитать на странице Отзывы и на соответствующих сервисах Google и Яндекса по ссылкам на странице Отзывов.
Для заключения договора проводится предварительная встреча в офисе вашей или нашей компании, по договорённости достигнутой накануне.
Все возникающие вопросы вы можете задать, связавшись с нами любым удобным для вас способом: позвонить по телефону (812) 209-02-00, воспользоваться альтернативными способами связи, например, мессенджерами:
или оставить заявку в чате.