Печать для ИП
Печать для ИП в 2024 — 2025 годах. Можно ли работать без неё, как сделать печать и защититься от мошенников, какие есть альтернативы.
Индивидуальный предприниматель вправе заниматься бизнесом с момента государственной регистрации без использования печати, а все документы заверять только подписью. Нужна собственная печать или нет — добровольное решение ИП, на это указала ФНС в письме от 28 февраля 2006 года N 28-10/15239. С тех пор законодательство в этой части не поменялось.
Стоит ли ИП делать печать
Печать — дополнительная гарантия надёжности контрагента. Многие компании и банки охотнее сотрудничают с ИП, который помимо подписи может поставить на документах оттиск с собственной фамилией и реквизитами. В некоторых случаях наличие печати значительно облегчит бизнес-процессы, а иногда без нее не обойтись.
Когда иметь печать желательно
ИП участвует в электронных закупках и тендерах. Многие заказчики, особенно из государственных структур требуют ставить печать на документах, например, накладных. Формально они не могут отклонить ИП‑участника из-за отсутствия печати, но если участвовать постоянно, то оттиск лучше оформить.
Альтернатива — использовать электронную печать или направить письмо в свободной форме о том, что ИП действует без использования печати, чтобы заказчик смог приложить его к своей закупочной документации.
ИП оформляет расчётный счёт в банке или заполняет чековую книжку для снятия наличных. Кредитные организации могут требовать оттиск печати для дополнительной защиты сделок с денежными средствами, ссылаясь на внутренние нормативно‑правовые акты.
Обойти этот запрет можно, если выбрать другой банк.
ИП оформляет доверенность, например, бухгалтеру для сдачи отчетности. На бланке доверенности нужна печать, однако и здесь можно обойти это правило, оформив документ через нотариуса. Стоит, однако, отметить, что услуги нотариуса обойдутся дороже изготовления бюджетной печати.
Когда печать необходима
ИП оформляет приходный кассовый ордер. Он относится к документам первичного бухгалтерского учёта, на котором нужно поставить печать. Такое указание есть в постановлении Госкомстата от 18 августа 1998 года N 88. Пока изменений в этой части законодательства нет.
ИП заключает договор с другим ИП или компанией, в котором есть условие о заверении текста соглашения обеими сторонами подписью и печатью.
Плюсы и минусы печати ИП
Плюсы
Печать обеспечивает дополнительную степень защиты для важных документов.
Например, внутри компании бухгалтер или доверенное лицо со временем может научиться копировать несложную подпись предпринимателя и самостоятельно создать документ в корыстных целях. Подделать оттиск гораздо сложнее.
Печать расширяет возможности сотрудничества ИП с крупными компаниями, вызывает доверие финансовых учреждений, повышает статус.
Минусы
Если предприниматель сделал печать — нужно её использовать.
Например, если ИП хотя бы раз отправил контрагенту накладную со своим оттиском, он не может послать следующую только с подписью.
Печать придётся возить или носить с собой, например, если бизнес предполагает личное участие ИП и разъездной характер работы.
Надо обеспечивать сохранность печати. Если её потерять — этим могут воспользоваться мошенники. Понадобится время, чтобы переделать оттиск и уведомить кредитные организации и контрагентов о смене печати.
Требования к печати ИП в 2024 — 2025 годах
В законе не прописаны требования к содержанию информации на печати. Важно не нарушать авторское право — не изображать чужой логотип или товарный знак, а ещё не делать печать гербовой, используя символы государственной власти.
Для информативности печати на оттиске следует указать:
- ИНН;
- Ф.И.О.;
- слова «Индивидуальный предприниматель» или аббревиатуру «ИП»;
- адрес регистрации;
- ОГРНИП.
Для защиты от мошенников на оттиск можно добавить:
- гильоширные сетки, толщина которых не превышает 0,1 мм;
- гравировку;
- штрихкод — одномерный или двумерный;
- специальные метки, например: символьный код, химические точки, УФ-символ.
В законодательстве нет требований, которые регламентируют форму, тип и материал печати. В своё время было распоряжение мэра Москвы N 843-РМ, которое действовало с 1998 по 2005 год, однако ФНС признала его нелегитимным и в настоящее время это распоряжение признано утратившим силу. Тем не менее производители печатей придерживаются требований распоряжения до сих пор:
- Форма: круглая, треугольная или прямоугольная.
- Тип: автоматическая, ручная или самонаборная.
- Размер: карманная или настольная.
- Материал: пластик или металл.
- Цвет: монохромная или многоцветная.
Как сделать печать для ИП
Заказать создание печати можно в типографии или рекламном агентстве, где могут помочь с разработкой дизайна и логотипа.
Для создания попросят бумаги, которые подтвердят сведения на штампе: паспорт предпринимателя, выписку из ЕГРИП с указанием ОГРНИП, ИНН и адреса регистрации.
Можно создать макет оттиска самостоятельно с помощью онлайн-сервисов:
Сервисы позволяют разработать макет, добавить нужную информацию, выбрать материал изготовления и оформить доставку.
Цена печати зависит от материала, например: композитный — от 980 рублей; полимерный — от 590 рублей; резиновый — от 1 390 рублей.
Как ИП сделать электронную печать
Электронная подпись (ЭЦП) — аналог классической подписи и печати предпринимателя в электронном виде. Если ей подписать документ, то он приравнивается к бумажному оригиналу.
Чтобы получить ЭЦП в 2024 — 2025 годах, ИП необходимо обратиться в ФНС и подготовить:
- паспорт;
- сведения о страховом номере индивидуального лицевого счета (СНИЛС);
- сведения об идентификационном номере налогоплательщика (ИНН);
- ключевой носитель USB-типа, сертифицированный ФСТЭК или ФСБ.
Более подробно об ЭЦП мы рассказывали в статье ЭЦП в 2024 году.
Подать заявление на получение ЭЦП можно лично в инспекции или через «Личный кабинет индивидуального предпринимателя» на сайте www.nalog.gov.ru.
Нужно ли регистрировать печать для ИП в налоговой
Предприниматель не обязан регистрировать оттиск в ФНС, так как в законе нет такого требования. Можно сделать это добровольно для защиты от мошенников.
Для этого нужно:
- заявление на регистрацию печати в ФНС в свободной форме;
- выписка из ЕГРИП;
- копия паспорта;
- образец оттиска.
Как ИП продолжать работать без печати
Государственные органы или крупные контрагенты могут потребовать у предпринимателя доказательство, что печати действительно нет. В этом случае можно направить информационное письмо, которое поможет на стадии переговоров или для составления ответа на обращение официальной организации.
У письма нет унифицированной формы, можно составить его на обычном листе А4 или официальном бланке. Необходимо указать реквизиты адресата и прописать текст уведомления со ссылками на законодательные акты, которые позволяют ИП вести бизнес без печати.
В своих статьях мы используем только первоисточники: материалы и обзоры справочной правовой системы «КонсультантПлюс», информационно-правового портала«Гарант.Ру», а также материалы и обзоры сайтов ФНС России, Социальный фонд России, Банка России, официального канала Минтруда России, Федеральной службы судебных приставов, Новости с сайта kdelo.ru, Онлайн журнала «Главбух», сайта nalog-nalog.ru, сайта klerk.ru, сайта www.buhonline.ru, а также материалы и обзоры из их телеграм-каналов.
Владельцам бизнеса
Штрафов и конфликтов с контролирующими организациями вы можете избежать полностью, если заключите с нами Договор на Аутсорсинг бухгалтерских услуг
Доверьте оформление трудовых книжек и другие кадровые задачи специалистам ООО «Аврора Консалт».
ООО «Аврора Консалт» — команда аттестованных специалистов, которая готова взять на себя: бухгалтерский, налоговый и кадровый учёт, составление отчётности, ведение 1С, расчёт заработной платы, а также юридическую поддержку. Если бухгалтерский и налоговый учёт, уплата и возврат налогов вызывают у вас затруднения, то мы подхватим его на лету.
Мы обеспечим прозрачный учёт, защиту базы данных и предоставим страховку от штрафов.
В настоящее время ООО «Аврора Консалт» заключает договоры аутсорсинга бухгалтерских услуг с ООО, ИП, ТСЖ, ЖСК и СНТ зарегистрированными и ведущими свою деятельность на территории Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
Отзывы о нашей компании вы можете прочитать на странице Отзывы и на соответствующих сервисах Google и Яндекса по ссылкам на странице Отзывов.
Для заключения договора проводится предварительная встреча в офисе вашей или нашей компании, по договорённости достигнутой накануне.
Все возникающие вопросы вы можете задать, связавшись с нами любым удобным для вас способом: позвонить по телефону (812) 209-02-00, воспользоваться альтернативными способами связи, например, мессенджерами:
или оставить заявку в чате.