Резерв на оплату отпусков

Резерв на оплату отпусков

Компаниям необходимо проверить, был ли создан в учёте резерв на оплату отпусков и правильно ли он рассчитан.

По российскому законодательству в бухгалтерском учёте все компании обязаны создавать резерв на оплату отпусков. Исключения — субъекты малого предпринимательства (для которых не обязателен аудит отчётности), НКО и участники проекта «Сколково». В налоговом учёте обязанности создания резерва нет, но у налогоплательщиков есть такое право.

Бухгалтерский резерв на оплату отпусков регулируется ПБУ 8/2010 «Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы», а налоговый резерв — ст. 324.1 НК РФ.

Резерв на оплату отпусков в бухгалтерском учёте

Поскольку в бухучете создание «отпускного» резерва — это обязанность, никакие отдельные приказы и распоряжения по нему издавать не нужно. Ни в ПБУ 8/2010, ни в других нормативных актах не прописан порядок создания данного резерва, поэтому в учётной политике для целей бухучёта закрепите применяемый организацией вариант расчёта.

Какой вариант расчёта выбрать

Первое — определитесь, на какую дату и с какой периодичностью будет рассчитываться и создаваться резерв на оплату отпусков:

  • один раз в год на 31 декабря;
  • ежеквартально на конец квартала;
  • ежемесячно на конец месяца.

На практике большая часть компаний выбирают «золотую середину» и начисляют резерв ежеквартально — такой порядок более точен, чем ежегодный, и менее трудоёмкий, чем ежемесячный.

Второе — определите порядок расчёта резерва. Разработать его нужно самостоятельно, так как законодатель своих вариантов не предлагает.

Обычно на практике применяются варианты расчёта:

  1. Персонифицированный расчёт по каждому сотруднику.
  2. Расчёт по группе персонала — по отделам, по направлениям и т.п.
  3. Расчёт резерва в целом по компании.

При расчёте сверяйте число неиспользованных дней отпуска работников с данными отдела кадров.

В зависимости от выбранного варианта (по сотруднику, отделу или по всему предприятию) необходимо рассчитать среднюю заработную плату и подсчитать количество неиспользованных дней отпуска.

Важный момент, про который нельзя забывать при любом способе расчёта: к средней заработной плате при расчёте резерва добавьте расчётную величину страховых взносов. И именно от этой суммы производите расчёт.

Персонифицированный расчёт резерва по каждому сотруднику — самый точный и правильный, но и самый трудоемкий. Чаще всего применяется в компаниях с небольшим штатом.

Формула расчёта резерва на отпуск выглядит следующим образом:

СРОО = КНИДО(период) х СЗС, где:

СРОО — Сумма резерва на оплату отпусков;
КНИДО(период) — Количество не использованных дней отпуска на дату расчёта (конец каждого месяца, квартала, года);
СЗС — Среднедневной заработок сотрудника.

Расчёт резерва в целом по организации удобен для промежуточных расчётов при большом количестве сотрудников, когда персонифицированный расчёт требует слишком больших трудозатрат:

СРОО = КНИДО(всех) х СЗС(всех), где:

СРОО — Сумма резерва на оплату отпусков;
КНИДО(всех) — Количество не использованных дней отпуска на дату расчёта (всех сотрудников);
СЗС(всех) — Средняя зарплата всех сотрудников организации.

Расчёт резерва по группе персонала — в этом случае сотрудников разбивают на группы, например, отдельно юристы, отдельно бухгалтерия, отдел продаж, отдел снабжения, администрация.

Формула расчёта будет выглядеть следующим образом:

СРОО = КНИДО(группа) х СЗС(группа), где:

СРОО — Сумма резерва на оплату отпусков;
КНИДО(группа) — Количество не использованных дней отпуска на дату расчёта (по каждой группе);
СЗС(группа) — Средняя зарплата группы сотрудников.

Резерв на оплату отпусков в бухучёте

Резерв формируется на счёте 96 «Резервы предстоящих расходов» в корреспонденции со счетами, на которых отражаются расходы по оплате труда персонала:

  • Дт 20 (23, 25, 26, 29, 44…) Кт 96 — начислен оценочный резерв на оплату отпусков.

В дальнейшем делаются следующие бухгалтерские записи:

  • Дт 96 Кт 70 — начислены отпускные за счёт резерва;
  • Дт 96 Кт 69 — начислены страховые взносы за счёт резерва.

Пример.

В ООО «Металлопрокат» 18 сотрудников. Расходы на заработную плату учитываются на счёте 20 «Основное производство». Совокупный тариф страховых взносов по компании — 30,2%.

Согласно учётной политике, резерв на оплату отпусков формируют ежеквартально в целом по компании.

На 31 марта 2024 года количество дней неиспользованного отпуска в целом по компании — 98. Средний дневной заработок совокупно по всем сотрудникам — 43 956 руб.

На 31 марта 2024 года рассчитаем резерв по оплате отпусков:

1. Рассчитываем сумму предполагаемых отпускных:

Сумма резерва = 43 956 руб. х 98 дней = 4 307 688 руб.

2. Рассчитываем сумму страховых взносов:

Страховые взносы = 43 956 руб. х 30,2% х 98 дней = 1 300 921,78 руб.

3. Определяем сумму резерва отпусков:

Резерв = 4 307 688 руб. + 1 300 921,78 руб. = 5 608 609,78 руб.

4. Делаем проводку:

Дт 20 Кт 96 — 5 608 609,78 руб. — создан резерв на оплату отпусков.

Резерв на оплату отпусков в налоговом учёте

В налоговом учёте нет обязанности по созданию резерва на оплату отпусков. Но для избежания разниц между налоговым и бухгалтерским учётом, специалисты рекомендуют такой резерв создавать и в налоговых целях.

В отличие от бухгалтерского резерва, налоговый резерв на оплату отпусков регламентирован более чётко. Компания должна зафиксировать его в учётной политике (ст. 324.1 НК РФ):

  • своё решение создавать резерв на оплату отпусков;
  • принятый способ резервирования;
  • предельную сумму отчислений (предел не установлен, но он должен быть экономически обоснован) и ежемесячный процент отчислений в резерв отпусков.

Для этого составляют расчёт ежемесячных отчислений, исходя из предполагаемых годовых сумм расходов на оплату отпусков и зарплату, включая страховые взносы:

ВПВО / ГСРОТ х 100% = ЕПОР, где:

ВПВО — Величина планируемых к выплате в предстоящем году отпускных с учётом страховых взносов во внебюджетные фонды;
ГСРОТ — Годовая сумма расходов на оплату труда с учётом страховых взносов;
ЕПОР — Ежемесячный процент отчисления в резерв.

Далее следует рассчитать ежемесячную сумму отчислений:

ЕСОР = ФСРОТ х ЕПОР, где:

ЕСОР — Ежемесячная сумма отчислений в резерв на оплату отпусков;
ФСРОТ — Фактическая сумма расходов на оплату труда;
ЕПОР — Ежемесячный процент отчисления в резерв.

Отчисления в резерв по отпускам производятся ежемесячно до тех пор, пока они не достигнут предельной годовой суммы (согласно учётной политике).

В налоговом учёте ежемесячные отчисления в резерв признаются расходами на оплату труда (п. 24 ст. 255 НК РФ и п. 2 ст. 324.1 НК РФ).

Что делать с резервом в конце 2024 года

Как в бухгалтерском, так и в налоговом учёте, по истечении года начисления резерва на оплату отпусков, необходимо провести его инвентаризацию.

Заключается такая инвентаризация в сравнении фактических расходов на отпускные выплаты и размера начисленного резерва.

Если обнаружится перерасход резерва в налоговом учёте (фактические расходы на отпуск окажутся больше зарезервированных), разницу необходимо отразить в расходах на оплату труда. Суммы резерва, не использованные на 31 декабря, подлежат обязательному включению в состав налоговой базы (внереализационных доходов) текущего налогового периода (п. 3 ст. 324.1 НК РФ).

В бухгалтерском учёте при перерасходе делается следующая запись:

  • Дт 20 (23, 25, 26, 29, 44) Кт 96 — доначислен резерв на сумму превышения фактических расходов на оплату отпусков над величиной резерва.

В случае неполного использования резерва, остаток «отпускного» резерва текущего года в бухучёте переносят на следующий год.

В своих статьях мы используем только первоисточники: материалы и обзоры справочной правовой системы «КонсультантПлюс», информационно-правового портала«Гарант.Ру», а также материалы и обзоры сайтов ФНС России, Социальный фонд России, Банка России, официального канала Минтруда России, Федеральной службы судебных приставов, Новости с сайта kdelo.ru, Онлайн журнала «Главбух», сайта nalog-nalog.ru, сайта klerk.ru, сайта www.buhonline.ru, а также материалы и обзоры из их телеграм-каналов.

Владельцам бизнеса

Штрафов и конфликтов с контролирующими организациями вы можете избежать полностью, если заключите с нами Договор на Аутсорсинг бухгалтерских услуг

ООО «Аврора Консалт» — команда аттестованных специалистов, которая готова взять на себя: бухгалтерский, налоговый и кадровый учёт, составление отчётности, ведение 1С, расчёт заработной платы, а также юридическую поддержку. Если бухгалтерский и налоговый учёт, уплата и возврат налогов вызывают у вас затруднения, то мы подхватим его на лету.

Мы обеспечим прозрачный учёт, защиту базы данных и предоставим страховку от штрафов.

В настоящее время ООО «Аврора Консалт» заключает договоры аутсорсинга бухгалтерских услуг с ООО, ИП, ТСЖ, ЖСК и СНТ зарегистрированными и ведущими свою деятельность на территории Санкт-Петербурга и Ленинградской области.

Отзывы о нашей компании вы можете прочитать на странице Отзывы и на соответствующих сервисах Google и Яндекса по ссылкам на странице Отзывов.

Для заключения договора проводится предварительная встреча в офисе вашей или нашей компании, по договорённости достигнутой накануне.

Все возникающие вопросы вы можете задать, связавшись с нами любым удобным для вас способом: позвонить по телефону (812) 209-02-00, воспользоваться альтернативными способами связи, например, мессенджерами:

или оставить заявку в чате.

Вы можете поделиться этой новостью с друзьями
Мы используем файлы cookie для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie.
Принять