Поэкземплярный учёт

Поэкземплярный учёт

Время на чтение: 5 мин.

В 2025 году поэкземплярный учёт (ПЭУ) становится обязательным для велосипедов, пива, воды, легпрома, антисептиков, медизделий, БАДов, технических средств реабилитации и подакцизных безалкогольных напитков. Участники оборота должны будут указывать коды маркировки каждой единицы товара в электронном УПД.

В этой статье:

  1. Изменения на рынке маркируемых товаров
  2. В чём разница между объёмно‑сортовым и поэкземплярным учётом
  3. Какие решения помогут при переходе на поэкземплярный учёт
  4. Что грозит за уклонение от маркировки

Изменения на рынке маркируемых товаров

В 2025 году на поэкземплярный учет (ПЭУ) перейдут сразу 10 товарных групп:

  • С 1 марта начался поэкземплярный учет для велосипедов, пива в кегах, упакованной воды, легпрома новой «волны».
  • С 1 июня — для подакцизных безалкогольных напитков.
  • С 1 сентября — для пива в потребительской упаковке, антисептиков, медизделий, БАДов, технических средств реабилитации.

С 1 ноября 2022 года участники оборота упакованной воды передают данные в систему маркировки с помощью оператора ЭДО по объёмно‑сортовому учёту (ОСУ). С‑1‑мая 2024‑года ОСУ используют в товарных группах «БАДы» и «Антисептики». При реализации товара они отправляют электронное УПД своим контрагентам, указывая GTIN и количество товара.

ОСУ помогает производителям, импортёрам, оптовикам, продавцам на маркетплейсах и розничным магазинам плавно перейти на ЭДО, а затем — на поэкземплярный учёт.

Но при переходе на ПЭУ им предстоит серьезно поменять процессы: теперь нужно будет указывать в УПД коды маркировки каждой единицы товара при отгрузке и сверять коды в документе и на товаре при приёмке.

Еще более серьёзные изменения предстоят участникам оборота велосипедов, пива, легпрома новой «волны», медизделий, технических средств реабилитации — для них этап ПЭУ начнется сразу, без введения ОСУ. Он не только усложнит документооборот, но и приведёт к изменениям в знакомых процессах.

Особая ситуация у молочной продукции. Поэкземплярный учёт в товарной группе был запланирован на 2026 год. Но в 2024-м Правительство РФ выпустило Постановление N 1205, которое запустило эксперимент по переходу на партионный учёт в молоке. Это альтернатива ПЭУ — промежуточный вариант между ним и объёмно‑сортовым учётом, который сейчас работает в товарной группе. у партионного учёта иначе настроена отчётность: в УПД требуется указать GTIN товара, его количество и номер партии, в которой он был произведён.

Эксперимент по партионному учету закончится 1 июня 2025 года. Если его признают успешным, то он будет введён в молочной продукции. Если нет, то как и было запланировано, в 2026 году начнется поэкземплярный учёт.

В чём разница между объёмно‑сортовым и поэкземплярным учётом

При работе по объёмно‑сортовому учёту в документе достаточно указать GTIN и количество товара. Поэтому ОСУ не сказывается на сложных производственных и логистических процессах. Однако оптовым организациям и продавцам на маркетплейсах потребуются освоить новые инструменты.

Изменения при объёмно‑сортовом учёте

  1. Больше нельзя обмениваться бумажными документами при продаже, нужно делать это с помощью оператора ЭДО с указанием дополнительных сведений в УПД.
  2. Перед приёмкой необходимо проверить коды маркировки на считываемость. Если они повреждены и не считываются сканером, товар считается немаркированным. За оборот немаркированного товара грозит штраф, конфискация и даже уголовная ответственность.

Изменения при поэкземплярном учёте

  1. Придётся перестраивать процессы. Например, выделять сотрудника, который будет сканировать коды для наполнения документов при отгрузке и сравнивать их при приёмке.
  2. Необходимо менять подход к логистике. Например, если раньше одна машина могла отгружать товар сразу нескольким контрагентам без особых сложностей, то теперь нужно учитывать, какие конкретно товары поставляются конкретному партнеру.
  3. Если производите или продаете большой объём продукции, то рекомендуем агрегировать товар в транспортные упаковки. Это удобно: не придется сканировать каждый код маркировки отдельно.

При работе по поэкземплярному учёту в УПД нужно указывать все коды маркировки. Важно, чтобы каждая единица товара принадлежала поставщику, была введена в оборот и код маркировки на ней совпадал с тем, что прописан в УПД. Если вы примете продукцию с «чужими» кодами, то не сможете продать её на кассе. А это большие задержки и убытки.

Введение ПЭУ серьёзно меняет процессы приёмки и отгрузки — нужно просканировать все коды маркировки. Для этого потребуется специальное оборудование. Например, ТСД или стационарный сканер.

Какие решения помогут при переходе на поэкземплярный учёт

Логистика

Один из вариантов решения с логистикой — загружать машину в зависимости от маршрута водителя. Под каждого контрагента выделяют отдельную паллету и наполняют УПД ещё до выезда. Но это может привести к недогрузке машины и потере до 50% эффективного места в грузовике. Чем больше машина — тем больше логистических издержек.

Если машина будет недогружена, придётся либо нанимать дополнительных водителей и брать транспорт в аренду, либо сокращать число поставок. Но можно найти альтернативное решение. Например, вэнселлинг — или отгрузка с колес. Рассмотрим сценарий работы на примере.

Пример

Компания «Рога и копыта» собирается отправить воду в бутылках, паках и стекле по нескольким маленьким розничным точкам. Специалист по маркировке заранее создаёт черновик УПД под каждого контрагента и отправляет задания водителю в мобильное приложение. Перед отгрузкой он отсканирует коды маркировки с конкретных упаковок и завершит задание.

С помощью вэнселлинга получилось наполнить документ кодами маркировки прямо во время отгрузки. Компании не пришлось расставлять товар в машине, исходя из поставок.

Вэнселлинг позволит сэкономить ресурсы и оптимизировать загрузку машины, а ещё — предотвратить ошибку. Например, если товар испортился в дороге, водитель просто не отгрузит его, а код не попадёт в УПД. Мобильное приложение работает как на ТСД, так и на смартфоне под управлением Android. Второе полезно, если водитель — временный или сторонний сотрудник.

Обратите внимание: вэнселлинг не подходит для пива, поскольку в этой товарной группе есть законодательное требование, что УПД должен быть сформирован до начала отгрузки.

Агрегация

Для работы с поэкземплярным учётом рекомендуем внедрить новый процесс — агрегацию. Без неё отгрузка и приёмка усложнится: придётся сканировать каждый код отдельно. Это не только потеря времени, но и сложности при отгрузке.

Чтобы выбрать подходящее решения для агрегации, необходимо проанализировать текущие процессы компании.

Что грозит за уклонение от маркировки

Отдельного наказания за непереход на поэкземплярный учёт не предусмотрено. Однако если не указывать код маркировки каждой единицы товара в УПД после законодательных изменений, невозможно передать сведения в систему маркировки. За такое правонарушение может грозить штраф:

  • от 1 000 до 10 000 руб. — для должностных лиц;
  • от 50 000 до 100 000 руб. — для юридических лиц.

Аналогичный штраф ждёт участников оборота, если они нарушат сроки передачи сведений в «Честный ЗНАК». На это даётся три дня, чтобы у организации было время сравнить коды маркировки на товаре и в документе при приёмке.

Чтобы уберечь компанию от рисков получить штраф, рекомендуем подготовиться к переходу на поэкземплярный учёт заранее. Сможете протестировать новые процессы, обучить персонал и распределить расходы во времени.

В своих статьях мы используем только первоисточники: материалы и обзоры справочной правовой системы «КонсультантПлюс», информационно-правового портала«Гарант.Ру», а также материалы и обзоры сайтов ФНС России, Социальный фонд России, Банка России, официального канала Минтруда России, Федеральной службы судебных приставов, Новости с сайта kdelo.ru, Онлайн журнала «Главбух», сайта nalog-nalog.ru, сайта klerk.ru, сайта kontur.ru, сайта www.buhonline.ru, а также материалы и обзоры из их телеграм‑каналов.

Владельцам бизнеса

Штрафов и конфликтов с контролирующими организациями вы можете избежать полностью, если заключите с нами Договор на Аутсорсинг бухгалтерских услуг

ООО «Аврора Консалт» — команда аттестованных специалистов, которая готова взять на себя: бухгалтерский и налоговый учёт,кадровый учёт и  расчёт заработной платы, воинский учёт, составление необходимых форм отчётности, ведение 1С, а также юридическую поддержку.

Мы обеспечим учёт в полном соответствии с законодательством РФ, защиту базы данных и предоставим страховку от штрафов.

В настоящее время ООО «Аврора Консалт» заключает договоры аутсорсинга бухгалтерских услуг с ООО, ИП, ТСЖ, ЖСК и СНТ зарегистрированными и ведущими свою деятельность на территории Санкт‑Петербурга и Ленинградской области.

Отзывы о нашей компании вы можете прочитать на странице Отзывы и на соответствующих сервисах Google и Яндекса по ссылкам на странице Отзывов.

Для заключения договора проводится предварительная встреча в офисе вашей или нашей компании, по договорённости достигнутой накануне.

Все возникающие вопросы вы можете задать, связавшись с нами любым удобным для вас способом: позвонить по телефону (812) 209-02-00, воспользоваться альтернативными способами связи, например, мессенджерами:

или оставить заявку в чате.

Вы можете поделиться этой новостью с друзьями
Мы используем файлы cookie для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie.
Принять