Туристический налог в России с 2025 года
Туристический налог в России с 2025 года вводится в Налоговый кодекс РФ. Кого закон обяжет уплачивать новый налог? Как будет происходить расчёт и сбор нового платежа?
Это местный налог, поэтому муниципальные власти вправе устанавливать или не устанавливать его на своей территории, а также дополнять перечень льготников и варьировать ставки в пределах, установленных в НК РФ.
В этой статье:
- История туристического налога
- Кто относится к плательщикам туристического налога
- Порядок исчисления налога
- Порядок уплаты налога и представления отчётности
- Порядок и сроки уплаты налога
- Налоговая декларация
- Учёт туристического налога
- Вместо итогов
История туристического налога
Туристический налог 2025 года приходит на смену курортного сбора, который действовал в некоторых регионах Российской Федерации с 2018 года.
Курортный сбор взимался в рамках проводимого эксперимента на основании Федерального закона от 29.07.2017 N 214-ФЗ. Эксперимент был признан удачным, поэтому курортный сбор преобразуется в туристический налог с 2025 года и перебирается в Налоговый кодекс, становясь полноценным налогом наравне с торговым сбором, земельным налогом и прочими местными налогами и сборами.
Туристический налог с 2025 года будет описан в главе 33.1 «Туристический налог» НК РФ.
Обратим внимание на формулировку. Речь идёт не о туристическом сборе, а о туристическом налоге.
Чем отличается налог от сбора?
Налог — это периодические и безвозмездные платежи в пользу государства. Сбор — это, как правило, разовый платёж за совершение каких-либо действий со стороны государства.
Впрочем, это разграничение условно. Достаточно вспомнить торговый сбор, который именно под таким названием введён в Налоговый кодекс РФ, но при этом обладает всеми признаками налога.
Кто относится к плательщикам туристического налога
Так как туристический налог относится к местным платежам, то и большая часть полномочий по установлению порядка его взимания передана муниципалитетам.
Какие ещё права даны местным властям в установлении туристического налога:
- право решить, будет ли на их территории взиматься налог;
- право определить размер налоговой ставки в пределах, установленных НК РФ;
- право устанавливать льготы по применению налога.
Кто относится к плательщикам туристического налога?
Налогоплательщики | Объект налогообложения |
---|---|
Налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, оказывающие услуги, признаваемые объектом налогообложения/td> | Объектом налогообложения признаётся оказание услуг по предоставлению мест для временного проживания физических лиц в средствах размещения, принадлежащих налогоплательщику на праве собственности или на ином законном основании, расположенных на территории муниципального образования (на территориях городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, федеральной территории «Сириус») и включенных в реестр классифицированных средств размещения, предусмотренный ст. 5 Федерального закона от 24 ноября 1996 года N 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации». |
При этом надо понимать, что туристический налог является косвенным.
Порядок исчисления туристического налога
Налоговая база состоит из стоимости услуги по предоставлению мест для временного проживания без учёта НДС.
Из налоговой базы исключается стоимость услуг, оказываемых некоторым категориям граждан:
- 1) лицам, удостоенным званий Героя Советского Союза, Героя Российской Федерации или являющихся полными кавалерами ордена Славы;
- 2) лицам, удостоенным званий Героя Социалистического Труда, Героя Труда Российской Федерации или награжденных орденом Трудовой Славы трёх степеней;
- 3) участникам и инвалидам Великой Отечественной войны;
- 4) лицам, принимающим (принимавшим) участие в специальной военной операции, лицам, выполняющим (выполнявшим) возложенные на них задачи на территориях Украины, Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области в период проведения специальной военной операции;
- 5) ветеранам и инвалидам боевых действий;
- 6) лицам, награжденным знаком «Жителю блокадного Ленинграда», лица, награжденным знаком «Житель осажденного Севастополя», лицам, награжденным знаком «Житель осажденного Сталинграда»;
- 7) лицам, работавшим в период Великой Отечественной войны на объектах противовоздушной обороны, местной противовоздушной обороны, на строительстве оборонительных сооружений, военно-морских баз, аэродромов и других военных объектов в пределах тыловых границ действующих фронтов, операционных зон действующих флотов, на прифронтовых участках железных и автомобильных дорог, а также членов экипажей судов транспортного флота, интернированных в начале Великой Отечественной войны в портах других государств;
- 8) инвалидам I и II групп, инвалидам с детства, детей-инвалидов.
Для получения льготы требуется предъявление соответствующих документов. Напоминаем, что регионы вправе дополнять перечень льготников.
Налоговая ставка
- 1. Налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, нормативными правовыми актами представительного органа федеральной территории «Сириус») в размерах, не превышающих:
- в 2025 году — 1 процента;
- в 2026 году — 2 процентов;
- в 2027 году — 3 процентов;
- в 2028 году — 4 процентов;
- начиная с 2029 года — 5 процентов от налоговой базы.
- 2. Налоговые ставки могут быть дифференцированы с учётом сезонности и (или) категории средства размещения.
Порядок исчисления налога
1. Сумма налога исчисляется налогоплательщиком как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы применительно к услуге по временному проживанию в момент осуществления полного расчёта с лицом, приобретающим такую услугу.
В случае, если исчисленная в соответствии с абзацем первым настоящего пункта сумма налога менее суммы минимального налога, рассчитанной как произведение 100 рублей и количества суток проживания, сумма налога определяется в размере минимального налога.
В расчётных документах сумма налога выделяется отдельной строкой.
2. Общая сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется по итогам налогового периода как сумма, полученная в результате сложения сумм налогов, исчисленных в соответствии с пунктом 1 по услугам, оказанным за налоговый период во всех средствах размещения, принадлежащих налогоплательщику, расположенных на территории муниципального образования (на территориях городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, федеральной территории «Сириус»).
Порядок и сроки уплаты налога
Налог уплачивается в бюджет по месту нахождения средства размещения в срок не позднее 28-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.
Налоговая декларация
1. По итогам налогового периода налогоплательщики представляют налоговую декларацию в налоговый орган по месту нахождения средства размещения в срок не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, по форме (формату), которая утверждена федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
2. В случае учета налогоплательщика в нескольких налоговых органах по месту нахождения средств размещения, расположенных на территории муниципального образования (на территориях городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, федеральной территории «Сириус»), налогоплательщик вправе выбрать налоговый орган на территории муниципального образования (на территориях городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, федеральной территории «Сириус»), в который представляется налоговая декларация, направив уведомление о выборе налогового органа в налоговые органы по месту нахождения средств размещения на территории муниципального образования (на территориях городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, федеральной территории «Сириус»).
Указанное в абзаце первом настоящего пункта уведомление представляется налогоплательщиком в срок не позднее 30 дней до установленного срока представления налоговой декларации однократно, за исключением случаев реализации (иного выбытия из владения налогоплательщика) средства (средств) размещения, по месту нахождения которого (которых) выбран налоговый орган, в который представляется налоговая декларация.
Форма уведомления о выборе налогового органа, в который представляется налоговая декларация, порядок заполнения, формат представления уведомления в электронной форме утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Учёт туристического налога
Так как туристический налог относится к косвенным, налогоплательщик не получает доходов и не несёт расходов при его взимании. Он является лишь посредником между постояльцем, который уплачивает туристический налог, и государством, которое получает его в бюджет.
Таким образом, туристический налог не учитывается в доходах при исчислении налога на прибыль и упрощенного налога. Также он не входит в расходы при исчислении налога на прибыль и упрощенного налога с объектом налогообложения «доходы минус расходы».
Вместо итогов
Глава 33.1 «Туристический налог» НК РФ находится ещё в стадии доработки.
Из тех изменений и дополнений, которые стали нам известны:
- Налоговым периодом по туристическому налогу является квартал.
- Туристический налог перечисляют не в составе ЕНП, а по отдельному КБК в бюджет по месту нахождения объекта размещения.
В своих статьях мы используем только первоисточники: материалы и обзоры справочной правовой системы «КонсультантПлюс», информационно-правового портала«Гарант.Ру», а также материалы и обзоры сайтов ФНС России, Социальный фонд России, Банка России, официального канала Минтруда России, Федеральной службы судебных приставов, Новости с сайта kdelo.ru, Онлайн журнала «Главбух», сайта nalog-nalog.ru, сайта klerk.ru, сайта kontur.ru, сайта www.buhonline.ru, а также материалы и обзоры из их телеграм‑каналов.
Владельцам бизнеса
Штрафов и конфликтов с контролирующими организациями вы можете избежать полностью, если заключите с нами Договор на Аутсорсинг бухгалтерских услуг
ООО «Аврора Консалт» — команда аттестованных специалистов, которая готова взять на себя: бухгалтерский, налоговый и кадровый учёт, составление отчётности, ведение 1С, расчёт заработной платы, а также юридическую поддержку. Если бухгалтерский и налоговый учёт, уплата и возврат налогов вызывают у вас затруднения, то мы подхватим его на лету.
Мы обеспечим прозрачный учёт, защиту базы данных и предоставим страховку от штрафов.
В настоящее время ООО «Аврора Консалт» заключает договоры аутсорсинга бухгалтерских услуг с ООО, ИП, ТСЖ, ЖСК и СНТ зарегистрированными и ведущими свою деятельность на территории Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
Отзывы о нашей компании вы можете прочитать на странице Отзывы и на соответствующих сервисах Google и Яндекса по ссылкам на странице Отзывов.
Для заключения договора проводится предварительная встреча в офисе вашей или нашей компании, по договорённости достигнутой накануне.
Все возникающие вопросы вы можете задать, связавшись с нами любым удобным для вас способом: позвонить по телефону (812) 209-02-00, воспользоваться альтернативными способами связи, например, мессенджерами:
или оставить заявку в чате.