Обязательная маркировка моторных масел

Обязательная маркировка моторных масел

Время на чтение: 6 мин.

С 1 сентября начнётся обязательная маркировка моторных масел для производителей и импортёров. Расскажем, почему вводят маркировку, какие товары нужно маркировать и как подготовиться.

В этой статье:

  1. Почему вводят маркировку моторных масел
  2. Сроки маркировки
  3. Какие товары маркируют
  4. Что можно не маркировать
  5. Форм‑факторы
  6. Особенности маркировки моторных масел
  7. Штрафы за нарушения маркировки
  8. Как подготовиться к введению маркировки

Почему вводят маркировку моторных масел

50 — 60% смазочных материалов на российском рынке — контрафакт, такие цифры называет международная ассоциация «Антиконтрафакт». Производители пытаются сэкономить, используют более дешевые или непроверенные компоненты, нарушают правила хранения или разбавляют продукцию. Из-за этого качество моторных масел падает.

Некачественные моторные масла провоцируют частые поломки, снижение срока службы двигателей и перерасход топлива. Плохое состояние двигателя создаёт дополнительные траты для авто- и мотовладельцев и может приводить к авариям из-за неисправной техники.

Кроме того, в 2025 году истекает срок действия сертификатов качества продукции, которые выдавали российским производителям масел зарубежные лаборатории. Продлить его невозможно из‑за санкций. Это значит, что контроль за качеством автожидкостей может снизиться, а доля контрафакта на рынке — увеличиться.

Отечественную систему стандартизации для масел разрабатывают. Но это долгий процесс, а контролировать качество продукции необходимо уже сейчас.

Сроки маркировки

С 1 июля 2024 года до 28 февраля 2025 года проходил эксперимент по маркировке смазочных материалов и автомобильных жидкостей.

Сроки маркировки моторных масел регулирует Постановление Правительства РФ N 1683.

С 1 марта 2025 года участники оборота должны зарегистрировать личный кабинет на сайте «Честного ЗНАКа». и уже с 1 апреля могут добровольно передавать в «Честный ЗНАК» сведения о маркировке, обороте и выводе из оборота моторных масел.

Старт обязательной маркировки для производителей и импортёров — с 1 сентября 2025 года. Они должны заказывать коды Data Matrix в «Честном ЗНАКе» и вводить товары в оборот.

Промаркировать товарные остатки необходимо до 31 октября 2025 года. Немаркированные остатки разрешено продавать до 30 ноября того же года.

Импортеры должны до 1 декабря 2025 года промаркировать моторные масла, приобретенные до начала маркировки и выпущенные таможней после 1 сентября 2025 года.

С 1 апреля 2026 года всем участникам оборота нужно будет перейти на электронный документооборот (ЭДО), а розничным магазинам — начать выводить товары из оборота на кассах. Для моторных масел сразу стартует поэкземплярный учёт. Это значит, что при передаче продукции контрагенту нужно будет указывать в УПД коды Data Matrix на каждую единицу товара. А при приёмке — сверять, чтобы они совпадали с фактически отгруженными.

Какие товары маркируют

Код ТН ВЭДКод ОКПД 2Наименование продукции
2710 19 820 0

19.20.29.111

19.20.29.112

19.20.29.119

19.20.29.120

19.20.29.190

19.20.29.210

19.20.29.220

19.20.29.230

19.20.29.290

20.59.41.000

Моторные масла, компрессорное смазочное масло, турбинное смазочное масло (например, универсальные, синтетические, полусинтетические, минеральные, всесезонные)
2710 19 880 0

19.20.29.111

19.20.29.112

19.20.29.119

19.20.29.120

19.20.29.190

19.20.29.210

19.20.29.220

19.20.29.230

19.20.29.290

20.59.41.000

Масло для шестерен и масло для редукторов (например, масло трансмиссионное)
3403 19 100 0

19.20.29.111

19.20.29.112

19.20.29.119

19.20.29.120

19.20.29.190

19.20.29.210

19.20.29.220

19.20.29.230

19.20.29.290

20.59.41.000

Прочие материалы смазочные, содержащие не в качестве основного компонента 70 мас. % или более нефти или нефтепродуктов, полученных из битуминозных пород (например, трансмиссионное синтетическое масло для бесступенчатых, вариаторных коробок передач, средства по уходу за автомобилем: смазка абро мастерс для автотранспорта, в аэрозоле)
3403 19 900

19.20.29.111

19.20.29.112

19.20.29.119

19.20.29.120

19.20.29.190

19.20.29.210

19.20.29.220

19.20.29.230

19.20.29.290

20.59.41.000

Средства для смазки машин, механизмов и транспортных средств. в данную подсубпозицию включаются средства, содержащие менее 70 мас. % нефти или нефтепродуктов, полученных из битуминозных пород
3403 99 000 0

19.20.29.111

19.20.29.112

19.20.29.119

19.20.29.120

19.20.29.190

19.20.29.210

19.20.29.220

19.20.29.230

19.20.29.290

20.59.41.000

Материалы смазочные (включая смазочно-охлаждающие эмульсии для режущих инструментов, средства для облегчения вывинчивания болтов или гаек, средства для удаления ржавчины или антикоррозионные средства и препараты для облегчения выемки изделий из форм, изготовленные на основе смазок) и средства, используемые для масляной или жировой обработки текстильных материалов, кожи, меха или прочих материалов, кроме средств, содержащих в качестве основных компонентов 70 мас. % или более нефти или нефтепродуктов, полученных из битуминозных пород
3819 00 000 0

20.59.43.110

20.59.43.120

20.59.43.130

Жидкости тормозные гидравлические и жидкости готовые прочие для гидравлических передач, не содержащие или содержащие менее 70 мас. % нефти или нефтепродуктов, полученных из битуминозных пород (например, жидкость тормозная гидравлическая синтетическая, без содержания нефтепродуктов)
3820 00 000 0

20.59.43.110

20.59.43.120

20.59.43.130

Антифризы и жидкости антиобледенительные готовые (например, омыватель стекол)

Что можно не маркировать

  1. Демонстрационные образцы, не предназначенные для продажи.
  2. Товары на экспорт за пределы Евразийского экономического союза, если они не будут перемещаться по стране.
  3. Товары, сделка по которым составляет государственную тайну.

Форм‑факторы

Наносить код Data Matrix нужно на следующие виды упаковки:

  • Металлическая банка;
  • Металлическое ведро;
  • Бочки;
  • Кубы;
  • Бутылка техническая;
  • Канистра полиэтиленовая;
  • Флакон для автохимии;
  • Аэрозольный баллончик.

Особенности маркировки моторных масел

Агрегация

Моторные масла часто перевозят в транспортной упаковке. Например, несколько канистр обтягивают плотной пленкой. Чтобы не вскрывать плёнку при приёмке товара, удобно использовать агрегацию товаров, когда коды каждой единицы зашивают в единый код‑агрегат. Благодаря агрегации контрагент может проверить соответствие кодов Data Matrix внутри упаковки, не повреждая её.

Наборы

Производители и продавцы могут объединять несколько продуктов в набор. Например, если нужно продать в одной упаковке смазку в аэрозоле, масло и антифриз в канистре. Объединить эти товары групповым кодом агрегации нельзя, потому что они относятся к разным категориям, имеют разные GTIN и продаются в разных упаковках. Но можно создать из них набор.

Для этого создают карточку каждого товара в Национальном каталоге, заказывают на них коды маркировки и наносят на продукцию. А затем заказывают в «Честном ЗНАКе» код для набора, в который зашивают все нанесенные коды. При передаче товаров и выводе из оборота сканируется именно он. И все вложенные в набор товары выводятся из оборота одновременно.

Набор может содержать немаркируемые товары, например, фильтры. Они не отслеживаются «Честным ЗНАКом», но их наличие нужно указать в описании набора. После объединения продавать продукты из набора по отдельности нельзя.

Важно! у набора есть срок годности. Он считается по тому товару, у которого срок годности меньше. То есть, если канистра масла в наборе больше непригодна для продажи, система запретит продавать весь набор.

Частичное выбытие

Моторные масла часто продают бочками по 200 литров и больше. На бочку нужно заводить отдельную карточку в «Честном ЗНАКе» и обязательно указывать её объём. Если бочка продается целиком, достаточно просто вывести из оборота единицу товара через кассу. Если масло или другая автомобильная жидкость продаются на розлив, в чеке нужно указать код маркировки, нанесенный на бочку, из которой продаётся масло, и объём отпущенного масла. Система зафиксирует частичное выбытие товара. Остатки выводятся актом с указанием причины: продажа, для собственных нужд или для производственных целей.

Важно! Продавать масло на розлив юридическим лицам запрещено.

Штрафы за нарушения маркировки

НарушенияДля должностных лицДля юридических лицНаказания за преступления в особо крупных размерах
Оборот моторных масел и автожидкостей, произведенных после старта обязательной маркировки, без кодов маркировкиШтраф от 5 тыс. руб. до 10 тыс. руб. и конфискация предметов нарушенияШтраф от 50 тыс. руб. до 300 тыс. руб. и конфискация предметов нарушенияШтраф до 1 млн руб. и лишение свободы до 5 лет и конфискация предметов нарушения

Передача товаров юридическому лицу без отправки информации о ней в систему маркировки

Нарушение сроков передачи сведений в «Честный ЗНАК»

Ввод в оборот товаров без разрешительной документации или с неверными сведениями

Штраф от 1 000 до 10 000 руб.Штраф от 50 000 до 100 000 руб.нет

Как подготовиться к введению маркировки

Внедрение маркировки — трудоёмкий процесс, к которому стоит подготовиться заранее. Вот что нужно сделать:

  1. Проанализировать бизнес‑процессы: какие упаковки вы используете и как будете наносить коды Data Matrix.
  2. Выбрать и подключить ПО для работы с маркировкой, чтобы автоматизировать отчётность в «Честный ЗНАК» и нанесение маркировки на производстве.
  3. Купить оборудование для работы с маркировкой. Небольшим производствам подойдут 2D-сканер, терминал сбора данных (ТСД) и принтер этикеток. Крупным производителям с автоматизированными линиями понадобится промышленное оборудование.
  4. Выпустить электронную подпись, выбрать оператора ЭДО и внедрить электронный документооборот.
  5. Обучить сотрудников новым процессам.

В своих статьях мы используем только первоисточники: материалы и обзоры справочной правовой системы «КонсультантПлюс», информационно-правового портала«Гарант.Ру», а также материалы и обзоры сайтов ФНС России, Социальный фонд России, Банка России, официального канала Минтруда России, Федеральной службы судебных приставов, Новости с сайта kdelo.ru, Онлайн журнала «Главбух», сайта nalog-nalog.ru, сайта klerk.ru, сайта kontur.ru, сайта www.buhonline.ru, а также материалы и обзоры из их телеграм‑каналов.

Владельцам бизнеса

Штрафов и конфликтов с контролирующими организациями вы можете избежать полностью, если заключите с нами Договор на Аутсорсинг бухгалтерских услуг

ООО «Аврора Консалт» — команда аттестованных специалистов, которая готова взять на себя: бухгалтерский и налоговый учёт,кадровый учёт и  расчёт заработной платы, воинский учёт, составление необходимых форм отчётности, ведение 1С, а также юридическую поддержку.

Мы обеспечим учёт в полном соответствии с законодательством РФ, защиту базы данных и предоставим страховку от штрафов.

В настоящее время ООО «Аврора Консалт» заключает договоры аутсорсинга бухгалтерских услуг с ООО, ИП, ТСЖ, ЖСК и СНТ зарегистрированными и ведущими свою деятельность на территории Санкт‑Петербурга и Ленинградской области.

Отзывы о нашей компании вы можете прочитать на странице Отзывы и на соответствующих сервисах Google и Яндекса по ссылкам на странице Отзывов.

Для заключения договора проводится предварительная встреча в офисе вашей или нашей компании, по договорённости достигнутой накануне.

Все возникающие вопросы вы можете задать, связавшись с нами любым удобным для вас способом: позвонить по телефону (812) 209-02-00, воспользоваться альтернативными способами связи, например, мессенджерами:

или оставить заявку в чате.

Вы можете поделиться этой новостью с друзьями
Мы используем файлы cookie для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie.
Принять