
Обязательная маркировка моторных масел

С 1 сентября начнётся обязательная маркировка моторных масел для производителей и импортёров. Расскажем, почему вводят маркировку, какие товары нужно маркировать и как подготовиться.
В этой статье:
- Почему вводят маркировку моторных масел
- Сроки маркировки
- Какие товары маркируют
- Что можно не маркировать
- Форм‑факторы
- Особенности маркировки моторных масел
- Штрафы за нарушения маркировки
- Как подготовиться к введению маркировки
Почему вводят маркировку моторных масел
50 — 60% смазочных материалов на российском рынке — контрафакт, такие цифры называет международная ассоциация «Антиконтрафакт». Производители пытаются сэкономить, используют более дешевые или непроверенные компоненты, нарушают правила хранения или разбавляют продукцию. Из-за этого качество моторных масел падает.
Некачественные моторные масла провоцируют частые поломки, снижение срока службы двигателей и перерасход топлива. Плохое состояние двигателя создаёт дополнительные траты для авто- и мотовладельцев и может приводить к авариям из-за неисправной техники.
Кроме того, в 2025 году истекает срок действия сертификатов качества продукции, которые выдавали российским производителям масел зарубежные лаборатории. Продлить его невозможно из‑за санкций. Это значит, что контроль за качеством автожидкостей может снизиться, а доля контрафакта на рынке — увеличиться.
Отечественную систему стандартизации для масел разрабатывают. Но это долгий процесс, а контролировать качество продукции необходимо уже сейчас.
Сроки маркировки
С 1 июля 2024 года до 28 февраля 2025 года проходил эксперимент по маркировке смазочных материалов и автомобильных жидкостей.
Сроки маркировки моторных масел регулирует Постановление Правительства РФ N 1683.
С 1 марта 2025 года участники оборота должны зарегистрировать личный кабинет на сайте «Честного ЗНАКа». и уже с 1 апреля могут добровольно передавать в «Честный ЗНАК» сведения о маркировке, обороте и выводе из оборота моторных масел.
Старт обязательной маркировки для производителей и импортёров — с 1 сентября 2025 года. Они должны заказывать коды Data Matrix в «Честном ЗНАКе» и вводить товары в оборот.
Промаркировать товарные остатки необходимо до 31 октября 2025 года. Немаркированные остатки разрешено продавать до 30 ноября того же года.
Импортеры должны до 1 декабря 2025 года промаркировать моторные масла, приобретенные до начала маркировки и выпущенные таможней после 1 сентября 2025 года.
С 1 апреля 2026 года всем участникам оборота нужно будет перейти на электронный документооборот (ЭДО), а розничным магазинам — начать выводить товары из оборота на кассах. Для моторных масел сразу стартует поэкземплярный учёт. Это значит, что при передаче продукции контрагенту нужно будет указывать в УПД коды Data Matrix на каждую единицу товара. А при приёмке — сверять, чтобы они совпадали с фактически отгруженными.
Какие товары маркируют
Код ТН ВЭД | Код ОКПД 2 | Наименование продукции |
---|---|---|
2710 19 820 0 | 19.20.29.111 19.20.29.112 19.20.29.119 19.20.29.120 19.20.29.190 19.20.29.210 19.20.29.220 19.20.29.230 19.20.29.290 20.59.41.000 | Моторные масла, компрессорное смазочное масло, турбинное смазочное масло (например, универсальные, синтетические, полусинтетические, минеральные, всесезонные) |
2710 19 880 0 | 19.20.29.111 19.20.29.112 19.20.29.119 19.20.29.120 19.20.29.190 19.20.29.210 19.20.29.220 19.20.29.230 19.20.29.290 20.59.41.000 | Масло для шестерен и масло для редукторов (например, масло трансмиссионное) |
3403 19 100 0 | 19.20.29.111 19.20.29.112 19.20.29.119 19.20.29.120 19.20.29.190 19.20.29.210 19.20.29.220 19.20.29.230 19.20.29.290 20.59.41.000 | Прочие материалы смазочные, содержащие не в качестве основного компонента 70 мас. % или более нефти или нефтепродуктов, полученных из битуминозных пород (например, трансмиссионное синтетическое масло для бесступенчатых, вариаторных коробок передач, средства по уходу за автомобилем: смазка абро мастерс для автотранспорта, в аэрозоле) |
3403 19 900 | 19.20.29.111 19.20.29.112 19.20.29.119 19.20.29.120 19.20.29.190 19.20.29.210 19.20.29.220 19.20.29.230 19.20.29.290 20.59.41.000 | Средства для смазки машин, механизмов и транспортных средств. в данную подсубпозицию включаются средства, содержащие менее 70 мас. % нефти или нефтепродуктов, полученных из битуминозных пород |
3403 99 000 0 | 19.20.29.111 19.20.29.112 19.20.29.119 19.20.29.120 19.20.29.190 19.20.29.210 19.20.29.220 19.20.29.230 19.20.29.290 20.59.41.000 | Материалы смазочные (включая смазочно-охлаждающие эмульсии для режущих инструментов, средства для облегчения вывинчивания болтов или гаек, средства для удаления ржавчины или антикоррозионные средства и препараты для облегчения выемки изделий из форм, изготовленные на основе смазок) и средства, используемые для масляной или жировой обработки текстильных материалов, кожи, меха или прочих материалов, кроме средств, содержащих в качестве основных компонентов 70 мас. % или более нефти или нефтепродуктов, полученных из битуминозных пород |
3819 00 000 0 | 20.59.43.110 20.59.43.120 20.59.43.130 | Жидкости тормозные гидравлические и жидкости готовые прочие для гидравлических передач, не содержащие или содержащие менее 70 мас. % нефти или нефтепродуктов, полученных из битуминозных пород (например, жидкость тормозная гидравлическая синтетическая, без содержания нефтепродуктов) |
3820 00 000 0 | 20.59.43.110 20.59.43.120 20.59.43.130 | Антифризы и жидкости антиобледенительные готовые (например, омыватель стекол) |
Что можно не маркировать
- Демонстрационные образцы, не предназначенные для продажи.
- Товары на экспорт за пределы Евразийского экономического союза, если они не будут перемещаться по стране.
- Товары, сделка по которым составляет государственную тайну.
Форм‑факторы
Наносить код Data Matrix нужно на следующие виды упаковки:
- Металлическая банка;
- Металлическое ведро;
- Бочки;
- Кубы;
- Бутылка техническая;
- Канистра полиэтиленовая;
- Флакон для автохимии;
- Аэрозольный баллончик.
Особенности маркировки моторных масел
Агрегация
Моторные масла часто перевозят в транспортной упаковке. Например, несколько канистр обтягивают плотной пленкой. Чтобы не вскрывать плёнку при приёмке товара, удобно использовать агрегацию товаров, когда коды каждой единицы зашивают в единый код‑агрегат. Благодаря агрегации контрагент может проверить соответствие кодов Data Matrix внутри упаковки, не повреждая её.
Наборы
Производители и продавцы могут объединять несколько продуктов в набор. Например, если нужно продать в одной упаковке смазку в аэрозоле, масло и антифриз в канистре. Объединить эти товары групповым кодом агрегации нельзя, потому что они относятся к разным категориям, имеют разные GTIN и продаются в разных упаковках. Но можно создать из них набор.
Для этого создают карточку каждого товара в Национальном каталоге, заказывают на них коды маркировки и наносят на продукцию. А затем заказывают в «Честном ЗНАКе» код для набора, в который зашивают все нанесенные коды. При передаче товаров и выводе из оборота сканируется именно он. И все вложенные в набор товары выводятся из оборота одновременно.
Набор может содержать немаркируемые товары, например, фильтры. Они не отслеживаются «Честным ЗНАКом», но их наличие нужно указать в описании набора. После объединения продавать продукты из набора по отдельности нельзя.
Важно! у набора есть срок годности. Он считается по тому товару, у которого срок годности меньше. То есть, если канистра масла в наборе больше непригодна для продажи, система запретит продавать весь набор.
Частичное выбытие
Моторные масла часто продают бочками по 200 литров и больше. На бочку нужно заводить отдельную карточку в «Честном ЗНАКе» и обязательно указывать её объём. Если бочка продается целиком, достаточно просто вывести из оборота единицу товара через кассу. Если масло или другая автомобильная жидкость продаются на розлив, в чеке нужно указать код маркировки, нанесенный на бочку, из которой продаётся масло, и объём отпущенного масла. Система зафиксирует частичное выбытие товара. Остатки выводятся актом с указанием причины: продажа, для собственных нужд или для производственных целей.
Важно! Продавать масло на розлив юридическим лицам запрещено.
Штрафы за нарушения маркировки
Нарушения | Для должностных лиц | Для юридических лиц | Наказания за преступления в особо крупных размерах |
---|---|---|---|
Оборот моторных масел и автожидкостей, произведенных после старта обязательной маркировки, без кодов маркировки | Штраф от 5 тыс. руб. до 10 тыс. руб. и конфискация предметов нарушения | Штраф от 50 тыс. руб. до 300 тыс. руб. и конфискация предметов нарушения | Штраф до 1 млн руб. и лишение свободы до 5 лет и конфискация предметов нарушения | Передача товаров юридическому лицу без отправки информации о ней в систему маркировки Нарушение сроков передачи сведений в «Честный ЗНАК» Ввод в оборот товаров без разрешительной документации или с неверными сведениями | Штраф от 1 000 до 10 000 руб. | Штраф от 50 000 до 100 000 руб. | нет |
Как подготовиться к введению маркировки
Внедрение маркировки — трудоёмкий процесс, к которому стоит подготовиться заранее. Вот что нужно сделать:
- Проанализировать бизнес‑процессы: какие упаковки вы используете и как будете наносить коды Data Matrix.
- Выбрать и подключить ПО для работы с маркировкой, чтобы автоматизировать отчётность в «Честный ЗНАК» и нанесение маркировки на производстве.
- Купить оборудование для работы с маркировкой. Небольшим производствам подойдут 2D-сканер, терминал сбора данных (ТСД) и принтер этикеток. Крупным производителям с автоматизированными линиями понадобится промышленное оборудование.
- Выпустить электронную подпись, выбрать оператора ЭДО и внедрить электронный документооборот.
- Обучить сотрудников новым процессам.
В своих статьях мы используем только первоисточники: материалы и обзоры справочной правовой системы «КонсультантПлюс», информационно-правового портала«Гарант.Ру», а также материалы и обзоры сайтов ФНС России, Социальный фонд России, Банка России, официального канала Минтруда России, Федеральной службы судебных приставов, Новости с сайта kdelo.ru, Онлайн журнала «Главбух», сайта nalog-nalog.ru, сайта klerk.ru, сайта kontur.ru, сайта www.buhonline.ru, а также материалы и обзоры из их телеграм‑каналов.
Владельцам бизнеса
Штрафов и конфликтов с контролирующими организациями вы можете избежать полностью, если заключите с нами Договор на Аутсорсинг бухгалтерских услуг
ООО «Аврора Консалт» — команда аттестованных специалистов, которая готова взять на себя: бухгалтерский и налоговый учёт,кадровый учёт и расчёт заработной платы, воинский учёт, составление необходимых форм отчётности, ведение 1С, а также юридическую поддержку.
Мы обеспечим учёт в полном соответствии с законодательством РФ, защиту базы данных и предоставим страховку от штрафов.
В настоящее время ООО «Аврора Консалт» заключает договоры аутсорсинга бухгалтерских услуг с ООО, ИП, ТСЖ, ЖСК и СНТ зарегистрированными и ведущими свою деятельность на территории Санкт‑Петербурга и Ленинградской области.
Отзывы о нашей компании вы можете прочитать на странице Отзывы и на соответствующих сервисах Google и Яндекса по ссылкам на странице Отзывов.
Для заключения договора проводится предварительная встреча в офисе вашей или нашей компании, по договорённости достигнутой накануне.
Все возникающие вопросы вы можете задать, связавшись с нами любым удобным для вас способом: позвонить по телефону (812) 209-02-00, воспользоваться альтернативными способами связи, например, мессенджерами:
или оставить заявку в чате.