
Нетрудоустроенные сотрудники

Нетрудоустроенные сотрудники — это прямое приглашение налоговой для проверки. Недобросовестные работодатели уверены, что налоговая не придёт с запросом о нетрудоустроенных, потому что «раньше не приходила». Но это может случиться в любой момент! Налоговики — с их уровнем технологической оснащенности — на счёт «раз, два» выявляют факты уклонения от уплаты НДФЛ и взносов.
Представляем три примера обнаружения кадровых «дыр», перечислим рекомендации по защите бизнеса и способы законной экономии на кадрах.
Пример №1. Элементарный просчёт
ИП на патенте открыл 30 точек продаж сотовой связи. При этом максимальное количество работников по закону для патентной системы — 15 человек, именно столько и записано в отчётности за последние три года. Людей в два раза меньше, чем салонов.
Как доказали обман. В каждой торговой точке установлен кассовый аппарат, куда при регистрации вносятся данные продавцов. Налоговики установили, что в 2021-23 гг. чеки пробивали от 29 до 30 сотрудников. Также проанализировали табели рабочего времени, где обнаружилось минимум шестеро нетрудоустроенных.
Следовательно, всё это время неучтенным людям выплачивали зарплату «в конверте», а бюджет недополучил НДФЛ и страховые взносы.
Итог. Налоговая предложила исправить налоговую отчётность и доначислила налоги с учётом ограничений по системе налогообложения. Предприниматель закрыл ИП.
Комментарий.
Это не единичный случай: налоговая следит за числом трудоустроенных и регулярно направляет требования пояснить, почему трудоустроенных сотрудников нет вообще или их недостаточно исходя из характера бизнеса.
«Соскочить», просто закрыв ИП, не выход. ИП несёт личную финансовую ответственность, и долг в бюджет придётся выплатить.
Пример №2. Призрачные мойщики
Клининговая компания заключила трудовой договор с генеральным директором, который по документам регулярно уходил в отпуск без сохранения заработной платы. А значит, компания не платила за него налоговые и страховые отчисления. Это был единственный сотрудник в организации.
Как доказали обман. Согласно заключённым договорам, компания обслуживает десятки объектов в месяц. Налоговики попросили штатное расписание, чтобы выяснить, кто именно помыл перечисленные объекты.
Итог. Проведена проверка, по итогам которой компании доначислили налоги, взносы и назначили штраф.
Комментарий.
История сокрытия части персонала или, как описано в этом примере, всего персонала, типична для сферы услуг и клининга, в частности. Но, чтобы вести клининговую деятельность, люди необходимы.
Штатное расписание с единственным сотрудником — генеральным директором, которому не нужно содержание, — «красный флаг» для госорганов, чтобы проанализировать компанию.
Пример №3. Неуступчивый охранник
Охранное агентство располагало числом сотрудников, превышающим штатное расписание. Один из таких нетрудоустроенных работал на объекте в охранной будке. В какой-то момент его уволили, отказавшись заплатить за отработанные дни месяца. Отстаивать права после незаслуженного увольнения тот решил в трудовой инспекции.
Как доказали обман. В официальных документах об этом охраннике не было ни слова. Сотрудник госорганов отправился на объект с фото охранника, где факт его пребывания, а также что он работал именно от этого охранного агентства, подтвердили работники объекта.
Итог. Компания получила штрафы и доначисления от ФНС и ГИТ.
Комментарий.
Бизнес подвергся рискам из-за человеческой жадности — при полной выплате причитающегося бывший сотрудник и не подумал бы судиться.
Но рано или поздно такие случаи всё равно попадут «на карандаш» налоговикам. Благодаря автоматическому сопоставлению налоговой отчётности и отчётности в СФР система становится прозрачнее с каждым годом. А в случае сомнений налоговики дозапрашивают штатное расписание и договоры. Нередко таких документов у компаний нет, и их оформляют в спешке и задним числом. Причём чаще всего с ошибками.
Как снизить риски
Чтобы не привлекать внимание налоговиков и трудовых инспекторов к компании, необходимо легализовать характер отношений с исполнителями.
Возможны два варианта:
- Трудовые договоры.
- Договоры ГПХ, в том числе с ИП и самозанятыми.
Налоговая обращает внимание на ситуации когда:
- договоров ГПХ больше, чем трудоустроенных сотрудников, а их тексты практически совпадают с трудовыми;
- выплаты самозанятым фиксированные, совпадают с днём начисления авансов и зарплаты и превышают 20 тысяч рублей в месяц.
Если объяснения не удовлетворят налоговиков, они переквалифицируют договор ГПХ в трудовой — со всеми вытекающими последствиями в виде доначислений.
Комментарий.
Бизнесхак по выбору: оформить трудовые отношения или подрядные. Оцените характер работ и их длительность.
Если работы включают множество рутинных ежедневных операций, выполнять которые нужно постоянно и объём которых заранее неизвестен, рекомендуем заключить трудовой договор (например, секретарь). Если фронт работ и срок их выполнения можно определить чётко, уместно заключить договор ГПХ (например, для мастера по установке офисных перегородок).
Также настоятельно рекомендуем не поддаваться панике в случае получения подобных требований и звонков из налоговой. Там «любят» грозить выездной проверкой. Обратитесь за консультацией к профессионалам, которые проанализируют ситуацию и помогут составить юридически грамотный ответ.
Как сэкономить на ФОТ в рамках закона
Проверьте, использует ли ваш бухгалтер все способы оптимизации расходов.
Так, работодатели могут рассчитывать на:
- льготы — например, пониженные ставки по страховым взносам для объектов МСП;
Читайте также статьи: Критерии МСП в 2024 году и Реестр субъектов МСП обновится уже 10 июля - субсидии до 75 тыс. рублей — за трудоустройство безработных, работников до 30 лет, ветеранов боевых действий и т.д.
Читайте также статью: Субсидии при найме сотрудников — 17.10.24.
Еще одна альтернатива найму — перевод часть функций бизнеса на аутсорсинг.
К примеру, ООО «Аврора Консалт» может полностью заменить отделы бухгалтерии и кадров. Мы также берём на себя сопровождение 1С.
Обращаясь в специализированные компании, такие как наша, вы:
- концентрируетесь на основной деятельности;
- используете экспертизу, ресурсы и IT-инфраструктуру, которую не нужно содержать;
- экономите на фонде оплаты труда, рабочих местах, лицензиях ПО;
защищаете бизнес от человеческого фактора: больничные, отпуска, увольнения отдельных сотрудников бьют по процессам — смена специалистов аутсорсинга происходит без ощутимых последствий для компании; - получаете финансовые гарантии правильности выполнения работы, а также дополнительную защиту данных от утечек: договоры между юридическими лицами более сильные, чем между юридическими и физическими лицами.
На обслуживание в специализированные компании можно передать функционал и других отделов. Например, продвижение в интернете, подбор персонала, логистику и склад.
В своих статьях мы используем только первоисточники: материалы и обзоры справочной правовой системы «КонсультантПлюс», информационно-правового портала«Гарант.Ру», а также материалы и обзоры сайтов ФНС России, Социальный фонд России, Банка России, официального канала Минтруда России, Федеральной службы судебных приставов, Новости с сайта kdelo.ru, Онлайн журнала «Главбух», сайта nalog-nalog.ru, сайта klerk.ru, сайта kontur.ru, сайта www.buhonline.ru, а также материалы и обзоры из их телеграм‑каналов.
Владельцам бизнеса
Штрафов и конфликтов с контролирующими организациями вы можете избежать полностью, если заключите с нами Договор на Аутсорсинг бухгалтерских услуг
ООО «Аврора Консалт» — команда аттестованных специалистов, которая готова взять на себя: бухгалтерский, налоговый и кадровый учёт, составление отчётности, ведение 1С, расчёт заработной платы, а также юридическую поддержку. Если бухгалтерский и налоговый учёт, уплата и возврат налогов вызывают у вас затруднения, то мы подхватим его на лету.
Мы обеспечим прозрачный учёт, защиту базы данных и предоставим страховку от штрафов.
В настоящее время ООО «Аврора Консалт» заключает договоры аутсорсинга бухгалтерских услуг с ООО, ИП, ТСЖ, ЖСК и СНТ зарегистрированными и ведущими свою деятельность на территории Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
Отзывы о нашей компании вы можете прочитать на странице Отзывы и на соответствующих сервисах Google и Яндекса по ссылкам на странице Отзывов.
Для заключения договора проводится предварительная встреча в офисе вашей или нашей компании, по договорённости достигнутой накануне.
Все возникающие вопросы вы можете задать, связавшись с нами любым удобным для вас способом: позвонить по телефону (812) 209-02-00, воспользоваться альтернативными способами связи, например, мессенджерами:
или оставить заявку в чате.