Налоговый мониторинг
Налоговый мониторинг — это такая форма контроля, при которой налогоплательщик «открывает карты» налоговикам, то есть предоставляет им информацию о своей деятельности в онлайн‑режиме.
В этой статье:
- Налоговый мониторинг — дело добровольное
- Есть ли преимущества у налогового мониторинга
- Как подключаются к налоговому мониторингу
- В каких формах проводится налоговый мониторинг
- Как открывается доступ при налоговом мониторинге
- Что такое регламент информационного взаимодействия
- Правда ли, что налоговый мониторинг исключает проверки
- Что такое мотивированное мнение
- Нас рассудит ФНС
- Может ли налоговый мониторинг прекратиться досрочно
Налоговый мониторинг — дело добровольное
Вопреки расхожему мнению об обязательности налогового мониторинга для всех с 2025 года, на него согласно ст. 105.26 НК РФ и ст. 10 закона от 01.04.2020 N 69-ФЗ обязаны перейти только участники соглашений о защите и поощрении капиталовложений (СЗПК).
Другие налогоплательщики вправе сами решить:
- откроют ли они налоговикам доступ к своему учёту;
- устроит ли их, по сути, перманентная камеральная проверка;
- интересует ли их возможность запрашивать мотивированные мнения налоговиков (в этом суть налогового мониторинга, ст. 105.26 НК РФ).
Подключиться к налоговому мониторингу могут юридические лица, которые:
- Уплатили за год не менее 80 млн руб. налогов. в расчёт принимаются суммы НДС, налога на прибыль, акцизов, НДФЛ, НДПИ, страховых взносов за предыдущий год, налоги, уплачиваемые и перечисляемые в статусе налогового агента.
- Имеют доход от 800 млн руб. и выше, который определяется по бухгалтерской (финансовой) отчётности.
- Обладают внушительными активами — не менее 800 млн руб. по балансовой стоимости по состоянию на 31 декабря предыдущего года.
Причём должны быть выполнены все три условия.
Есть ограниченный круг лиц, для которых они не применяются (п. 3.1 ст. 105.26 НК РФ):
- налогоплательщики, уже подключенные к налоговому мониторингу;
- резиденты ОЭЗ, ТОР, свободного порта Владивосток, Арктической зоны России;
- участники промышленных кластеров;
- бывшие участники консолидированной группы;
- организации, из которых одна прямо и/или косвенно участвует в другой организации с долей участия 50 и более процентов (причём организации отвечают критериям, указанным в подп. 7 п. 3.1 ст. 105.26 НК РФ).
Есть ли преимущества у налогового мониторинга
Можно назвать такие плюсы, как:
- Повышенная степень доверия со стороны контролёров, государства, крупных контрагентов.
- Можно не опасаться налоговых проверок, хотя они всё равно возможны при весомых на то основаниях.
- Быстрая реакция на недочёты в работе. Можно сразу узнать, какие ошибки обнаружены и исправить огрехи без уплаты штрафов, пени.
- ИФНС по запросу организации высказывает мотивированное мнение на интересующую его тему, причём выполнение этого мнения работает как индульгенция, то есть освобождает от ответственности.
Минусы тоже есть:
- Технически реализация взаимодействия с налоговиками довольно сложная.
- Чисто психологически непросто привыкнуть к мысли, что все документы доступны налоговикам — хотя можно открывать доступ не ко всему массиву данных, а только к тому, что выставлен на налоговой витрине (об этом ниже).
- Не исключены также и риски утечек — это бич цифрового взаимодействия.
Как подключаются к налоговому мониторингу
Налогоплательщик, который хочет участвовать в налоговом мониторинге и отвечает установленным требованиям, подаёт заявление в свою ИФНС (по форме, утв. приказом ФНС от 11.05.21 N EД-7-23/476@). Срок — до 1 сентября года, предшествующему тому, в течение которого включится налоговый мониторинг. Вместе с заявлением подают:
- регламент информационного взаимодействия;
- данные о взаимозависимых лицах;
- налоговую учётную политику;
- информацию относительно системы внутреннего контроля.
Изучив документы, ИФНС примет решение до 1 ноября того же года (ст. 105.27 НК РФ).
Налоговый мониторинг проводится за календарный год (п. 4 ст. 105.26 НК РФ). Но сам НМ стартует с 1 января и завершается 1 октября следующего года — то есть он длится год и девять месяцев (п. 5 ст. 105.26 НК РФ).
В каких формах проводится налоговый мониторинг
Можно взаимодействовать с налоговиками одним из трех способов:
- Через налоговую витрину — это специально организованное пространство, в котором налоговики имеют доступ лишь к той информации, которую «выставил» налогоплательщик.
- До 1 января 2026 года — через телекоммуникационные каналы связи (ТКС) оператора электронного документооборота (ЭДО) (ст. 6 закона от 31.07.2023 N 389-ФЗ).
- Предоставив доступ к своим информационным системам.
Концепция последнего пункта напоминает ночной кошмар бухгалтера, но налоговый мониторинг предполагает практически полную информационную открытость.
Как открывается доступ при налоговом мониторинге
Налогоплательщик подаёт заявку на настройку (п. 5, 7 Порядка, утв. приказом ФНС от 13.03.2023 N ЕД-7-23/163@, далее — Порядок, форма по КНД 1110313).
Одобрив её, ИФНС направляет соответствующее уведомление (форма по КНД 1110313), в котором будут указаны криптографические ключи и IP‑адрес (п. 8 Порядка).
Налогоплательщик подает ещё одну заявку, на подключение к информационной системе организации (п. 9 Порядка — форма по КНД 1111656). В ней описываются используемые средства криптографии, указывается полученный по первой заявке IP, соответствующее DNS‑имя.
Налоговая инспекция рассмотрит заявку и уведомит о возможности подключения, или укажет на недочёты. Исправив их, можно подать исправленную заявку (п. 10÷12 Порядка).
Что такое регламент информационного взаимодействия
Это формализированный документ (форма по КНД 1110304), требования к которому утверждены приказом ФНС от 11.05.21 N EД-7-23/476@.
Разрабатывая его, налогоплательщик указывает порядок представления налоговикам документов и информации, раскрытия показателей налоговой отчетности, описывает систему внутреннего контроля.
Чем дольше налогоплательщик применяет налоговый мониториг, тем меньше документов ему придётся представлять. Есть целая шкала:
- на начальном (первом) этапе потребуется до 50% документов;
- на пятом (совершенствуемом) уровне — уже не более 5% (п. 6 ст. 105.26 НК РФ, приложение N 13 к Требованиям…, утв. приказом ФНС от 25.05.2021 N ЕД-7-23/518).
Правда ли, что налоговый мониторинг исключает проверки
Формально да, в период НМ налоговые проверки не проводятся (п. 1.1 ст. 88 НК РФ и п. 5.1 ст. 89 НК РФ). Но уже сказанного достаточно, чтобы понять, что налоговый мониторинг — это практически непрерывная камералка. к тому же налоговая инспекция при НМ по-прежнему вправе (п. 3 ст. 105.29 НК РФ):
- истребовать документы и пояснения;
- привлекать эксперта, специалиста (ст. 95 НК РФ и ст. 96 НК РФ);
- допрашивать свидетелей, осматривать территории (ст. 92 НК РФ).
Если ИФНС выявит противоречие, несоответствие, то сообщит об этом, требуя или предоставить пояснения, или не позднее пяти дней внести исправления.
Нарушение при расчете или уплате налогов повлечёт за собой следующую цепочку:
- направление уведомления о наличии оснований для составления мотивированного мнения (ст. 105.30 НК РФ);
- налогоплательщик представляет пояснения или сообщает о внесении исправлений;
- если налоговики снова выявят нарушение, то составят и направят мотивированное мнение.
Далее возможны варианты:
- налогоплательщик соглашается и выполняет требования ИФНС;
- если налогоплательщик не согласен — проходит взаимосогласительная процедура, в которой арбитром выступает ФНС (п. 8 ст. 105.30 НК РФ, ст. 105.30 НК РФ, подробности — ниже).
В период налогового мониторинга возможны и камералки, и выездные проверки, но на то должны быть веские причины.
Камеральная проверка возможна:
- В отношении деклараций/расчётов, представленных за налоговые (отчётные) периоды до 1 июля 2021 года.
- Если декларация/расчёт за период налогового мониторинга подана после 1 июля следующего года.
- Если в декларациях по НДС или акцизам заявлено возмещение.
- Если подана уточнёнка/расчёт с уменьшенной суммой налога (страхового взноса) к уплате или увеличенным убытком.
- Если налоговый мониторинг досрочно прекратился.
Выездная проверка возможна, если:
- Её проводит вышестоящий налоговый орган, контролируя нижестоящий;
Налогоплательщик не выполнил мотивированное мнение до 1 декабря года, следующего за периодом, покрываемым НМ. - В году, за который налоговый мониторинг не проводится, подана уточнёнка/расчёт за проверяемый (проверенный) НМ период, и уменьшена сумма налога (сбора, взноса) к уплате, увеличен убыток, сумма НДС или акциза к возмещению.
- Налоговый мониторинг досрочно прекратился.
Читайте также:
Что такое мотивированное мнение
Мотивированное мнение — это инструмент, с помощью которого можно получить от ИФНС полноценную консультацию по интересующему вас вопросу. Или, если оно направлено по инициативе налоговиков, сразу становится ясна суть претензии и можно сразу оценить перспективы — подчиниться или судиться.
По сути же мотивированное мнение высказывается ИФНС по вопросам расчёта и уплаты налогов, сборов или взносов (п. 1 ст. 105.30 НК РФ).
Если мотивированное мнение запрашивает налогоплательщик, то ИФНС должна его направить не позднее месяца со дня получения запроса (п. 5 ст. 105.30 НК РФ, срок может быть продлён или приостановлен). Мотивированное решение по своей инициативе ИФНС направляет куда быстрее — не позднее пяти рабочих дней с даты формирования (п. 3 ст. 105.30 и п. 4, 5 ст. 105.26 НК РФ).
Если налогоплательщик согласен с мотивированным мнением, то следует не позднее месяца с даты получения мотивированного мнения сообщить в ИНФС о выполнении требований и документально подтвердить это.
Если налогоплательщик не согласен с мотивированным мнением, то в течение месяца нужно предоставить в ИФНС свои возражения для проведения взаимосогласительной процедуры (п. 8 ст. ст. 105.30 НК РФ).
Нас рассудит ФНС
Взаимосогласительная процедура — аналог апелляции. Несогласный налогоплательщик подаёт возражения через ИФНС, та не позднее трех рабочих дней направляет материалы в ФНС (п. 8 ст. 105.30 НК РФ).
В течение месяца ФНС проводит взаимосогласительную процедуру с участием обеих сторон (п. 1, 2 ст. 105.30 НК РФ), по итогам которой мотивированное мнение будет оставлено без изменения или изменено (п. 3 ст. 105.30 НК РФ).
Может ли налоговый мониторинг прекратиться досрочно
Однажды подключившись к налоговому мониторингу, можно участвовать сколько угодно, а для отказа на следующий год — подать заявление до 1 декабря текущего года (п. 7 ст. 105.27 НК РФ).
Но если налогоплательщик:
- не исполняет регламент информационного взаимодействия, препятствуя проведению НМ;
- два и более раза (то есть систематически) не представляет или представляет несвоевременно документы, информацию, пояснения.
а также если ИФНС выяснит, что представлена недостоверная информация, то налоговый мониторинг прекращается досрочно. Также налоговый мониторинг прекращается досрочно в связи с ликвидацией, реорганизацией, исключением организации из ЕГРЮЛ (п. 33 ст. 1 закона от 08.08.24 N 259-ФЗ).
В своих статьях мы используем только первоисточники: материалы и обзоры справочной правовой системы «КонсультантПлюс», информационно-правового портала«Гарант.Ру», а также материалы и обзоры сайтов ФНС России, Социальный фонд России, Банка России, официального канала Минтруда России, Федеральной службы судебных приставов, Новости с сайта kdelo.ru, Онлайн журнала «Главбух», сайта nalog-nalog.ru, сайта klerk.ru, сайта kontur.ru, сайта www.buhonline.ru, а также материалы и обзоры из их телеграм‑каналов.
Владельцам бизнеса
Штрафов и конфликтов с контролирующими организациями вы можете избежать полностью, если заключите с нами Договор на Аутсорсинг бухгалтерских услуг
ООО «Аврора Консалт» — команда аттестованных специалистов, которая готова взять на себя: бухгалтерский и налоговый учёт,кадровый учёт и расчёт заработной платы, воинский учёт, составление необходимых форм отчётности, ведение 1С, а также юридическую поддержку.
Мы обеспечим учёт в полном соответствии с законодательством РФ, защиту базы данных и предоставим страховку от штрафов.
В настоящее время ООО «Аврора Консалт» заключает договоры аутсорсинга бухгалтерских услуг с ООО, ИП, ТСЖ, ЖСК и СНТ зарегистрированными и ведущими свою деятельность на территории Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
Отзывы о нашей компании вы можете прочитать на странице Отзывы и на соответствующих сервисах Google и Яндекса по ссылкам на странице Отзывов.
Для заключения договора проводится предварительная встреча в офисе вашей или нашей компании, по договорённости достигнутой накануне.
Все возникающие вопросы вы можете задать, связавшись с нами любым удобным для вас способом: позвонить по телефону (812) 209-02-00, воспользоваться альтернативными способами связи, например, мессенджерами:
или оставить заявку в чате.