
Учёт расходов на рекламу

Учёт расходов на рекламу в бухгалтерском учёте — вопрос актуальный для бухгалтера. Каждая организация прибегает к тому или иному виду рекламы для продвижения своего продукта, услуг или работ.
Расходы на рекламу в налоговом учёте в 2023 году
Регламент признания рекламных расходов для целей налогового учёта прописан в п. 4 ст. 264 НК РФ, где прямо указывается, что все рекламные расходы для расчёта налога на прибыль делятся на расходы, включаемые в полной сумме (так называемые ненормированные расходы), и расходы, учитываемые в пределах норматива, — нормированные.
Ненормированные расходы на рекламу
Список рекламных расходов, признаваемых НК РФ в полной сумме, строго ограничен.
К ненормированным расходам на рекламу относятся:
- Расходы на рекламные мероприятия через средства массовой информации (в том числе объявления в печати, передача по радио и телевидению) и информационно-телекоммуникационные сети, при кино- и видеообслуживании.
- Расходы на световую и иную наружную рекламу, включая изготовление рекламных стендов и рекламных щитов.
- Расходы на участие в выставках, ярмарках, экспозициях.
- Расходы на оформление витрин, выставок-продаж, комнат образцов и демонстрационных залов.
- Расходы на изготовление рекламных брошюр и каталогов, содержащих информацию о реализуемых товарах, выполняемых работах, оказываемых услугах, товарных знаках и знаках обслуживания, и (или) о самой организации.
- Расходы на уценку товаров, полностью или частично потерявших свои первоначальные качества при экспонировании.
Если расходы на рекламу организации можно отнести к одной из выше перечисленных групп, то они в полной сумме уменьшают налогооблагаемую базу при расчёте налога на прибыль. Следует отметить, что в п. 4 ст. 264 НК РФ указаны лишь брошюры и каталоги. Несмотря на то что Минфин РФ считает буклеты, флаеры и листовки разновидностью рекламных брошюр, споры об отнесении их к ненормированным расходам не исключены.
Отметим некоторые нюансы, которые надо учитывать при принятии ненормированных рекламных расходов к учёту, т. е. включении полной суммы затрат.
- Для принятия в качестве таковых расходов на рекламу в СМИ необходима копия свидетельства о регистрации в качестве СМИ контрагента, размещающего вашу рекламу.
- Минфин РФ в своем письме от 15.06.2011 N 03-03-06/2/94, ссылаясь на ст. 16 закона «О рекламе» от 13.03.2006 N 38-ФЗ, указал: чтобы рекламное объявление, опубликованное в печатном издании, не работающем на рекламе, рассматривалась с признаками, подходящими для норм рекламы в печатных изданиях, оно должно включать соответствующую метку — «Реклама» или «На правах рекламы».
- Если рекламное изделие, например, рекламный щит, имеет стоимость свыше 100 000 руб. и предназначен для употребления дольше 12 месяцев, то расходы на него учитываются через амортизационные отчисления.
К оценке ненормированных рекламных расходов есть повышенный интерес у налоговиков. Во избежание снятия рекламных трат в полной сумме бухгалтеру необходимо скрупулезно относиться к подтверждающим рекламные ненормированные расходы документам. Главное требование кроме общепринятых для первичных документов — подтверждение отнесения этих расходов к упомянутым в п. 4 ст. 264 НК РФ.
Раздача рекламной продукции и НДС
Организациям, прибегающим к мероприятиям по продвижению на рынке своего товара, работ или услуг в формате раздачи рекламных материалов, важно помнить один момент. Министерство финансов РФ в письмах от 23.10.2014 N 03-07-11/53626, от 16.07.2012 N 03-07-07/64 обращает внимание: только безвозмездная отдача в рекламных целях брошюр и каталогов освобождается от начисления НДС независимо от стоимости их приобретения. Для всей остальной передаваемой в рекламных целях продукции, имеющей вещественную форму, будь это кружки, календари с логотипом компании и пр., действует правило: если стоимость 1 шт. раздаточного материала превышает 300 руб. (до 30.08.2023 включительно 100 руб.), в случае передачи должен быть начислен НДС в общеустановленном порядке.
Нормируемые рекламные расходы
К нормируемым рекламным расходам относятся:
- Расходы на приобретение (изготовление) призов, вручаемых победителям розыгрышей таких призов во время проведения массовых рекламных кампаний.
- Расходы на иные виды рекламы, не указанные в ненормируемых рекламных расходах.
Для исчисления налога на прибыль норма рекламных трат — 1% выручки без учёта НДС и акцизов. Непринятые в расходы согласно нормативу и выручке этого отчётного периода рекламные расходы переносятся на следующий отчётный период календарного года. С увеличением выручки объем рекламных нормированных трат, которые можно принять к учёту, растет. По итогам года может быть посчитана предельная величина учитываемых нормативных рекламных расходов. Сверхнормативный объем при расчёте налога на прибыль не берется в расчёт.
Счёт учёта сверхнормативных расходов на рекламу
Счёт учёта расходов на рекламу, как нормативных, так и сверхнормативных, — 44 «Расходы на продажу». Для удобства пользования и правильного отнесения суммы нормированных трат необходимо наладить аналитический учёт рекламных издержек на этом счёте.
Рекламные расходы при УСН «доходы минус расходы»
Согласно ст. 346.16 НК РФ организациям на УСН разрешено учесть в своих тратах издержки на рекламу. Определяются такие издержки в порядке, предусмотренном для расчёта налога на прибыль. То есть все расходы разделяются по тем же основаниям на нормируемые и нет. Признать рекламные траты, документально подтвержденные и экономически обоснованные, при исчислении единого налога позволено только после их оплаты. У организаций на УСН выручка начисляется кассовым методом, в ее состав включается и полученная предоплата. Сумма нормированных рекламных затрат рассчитывается также в пределах 1% от нее.
Бухгалтерский учёт расходов на рекламу
В бухгалтерском учёте рекламные траты нормированию не подвергаются и включаются в затратную часть в полной стоимости в том отчётном периоде, в каком они имели место, вне зависимости от того, оплачены они или нет. Для их признания необходимы подтверждающие документы. При этом делается запись:
- Дт 44 Кт 60 (76) — отражены рекламные услуги;
- Дт 44 Кт 10 — рекламная продукция, не являющаяся основным средством, списана в расходы;
- Дт 44 Кт 02 — начислена амортизация по основному средству, используемому в рекламных целях.
В своих статьях мы используем только первоисточники: материалы и обзоры справочной правовой системы «КонсультантПлюс», а также материалы и обзоры сайтов ФНС России, Социальный фонд России, Банка России, официального канала Минтруда России, Федеральной службы судебных приставов, Новости с сайта kdelo.ru, Онлайн журнала «Главбух», сайта nalog-nalog.ru, а также материалы и обзоры из их телеграм-каналов.
Владельцам бизнеса
Если бухгалтерский и налоговый учёт, а также уплата и возврат налогов вызывают у вас затруднения, то вы можете заключить с нами Договор на оказание Бухгалтерских услуг, либо в рамках договора Разовых бухгалтерских услуг, либо в рамках услуги Бухгалтер удалённо, либо заключив с нами полноценный Договор на Аутсорсинг бухгалтерских услуг
В настоящее время ООО «Аврора Консалт» заключает договоры аутсорсинга бухгалтерских услуг с ООО, ИП, ТСЖ, ТСН и ЖСК зарегистрированными и ведущими свою деятельность на территории Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
Отзывы о нашей компании вы можете прочитать на странице Отзывы и на соответствующих сервисах Google и Яндекса по ссылкам на странице Отзывов.
Для заключения договора проводится предварительная встреча в офисе вашей или нашей компании, по договорённости достигнутой накануне.
Все возникающие вопросы вы можете задать, связавшись с нами любым удобным для вас способом: позвонить по телефону (812) 209-02-00, воспользоваться альтернативными способами связи, например, мессенджерами:
или оставить заявку в чате.