
Транспортные расходы налог на прибыль уменьшают

Транспортные расходы налог на прибыль уменьшают и включаются в состав затрат при ее налогообложении как прямые или косвенные.
Учёт транспортных расходов
В процессе своей деятельности практически каждая коммерческая структура сталкивается с транспортными издержками, которые порой составляют значительную часть расходов компании. При этом такие траты подразделяются на прямые (относятся в стоимость определенной партии ТМЦ) и косвенные (распределяются между проданными и оставшимися товарами).
На практике к транспортным издержкам относятся:
- расходы по доставке ТМЦ;
- затраты на содержание и обслуживание автопарка.
Тонкости налогового учёта транспортных затрат
Несколько иначе происходит распределение ТР на прямые и косвенные в налоговом учёте (далее — НУ).
Прямые ТР включаются в себестоимость товаров (продукции) и списываются в состав затрат при налогообложении прибыли в момент их реализации покупателю. А косвенные — в момент возникновения в текущем месяце без привязки к продажам (п. 2 ст. 318 НК РФ).
Перечень прямых транспортных затрат не регламентирован нормами НК и определяется налогоплательщиком самостоятельно на основании отраслевых нормативных актов и особенностей технологического процесса. Утвержденный список ТР необходимо зафиксировать в налоговой политике компании.
Соответственно, налогоплательщику выгоднее учесть максимальную сумму ТР в составе косвенных расходов и списать их сразу по мере поступления. Но чтобы правильно отнести ТР к прямым или косвенным расходам, необходимо обратить внимание на то, с какой стадией производства или продажи они связаны. То есть суметь обосновать причину отнесения затрат, в том числе и транспортных, к косвенным в каждом конкретном случае (письмо ФНС от 24.02.2011 N КЕ4-3/2952@).
Например, сумму трат по доставке сырья, материалов или товаров для перепродажи на собственный склад компания должна включить в состав прямых расходов. А сумму затрат на доставку готовой продукции или товаров покупателю может учесть в числе материальных издержек на основании подп. 6 п. 1 ст. 254 НК РФ. К перечню прямых эта статья затрат не относится (ст. 318 НК РФ), поэтому налогоплательщик вправе самостоятельно определять, к какому виду издержек (прямых или косвенных) ее отнести (письмо Минфина РФ от 13.11.2010 N 03-03-05/251). То есть сумму транспортно-заготовительных затрат на доставку ТМЦ от продавца до склада предприятия должны учитывать в их себестоимости и списывать по мере реализации продукции или товаров, а транспортные издержки, участвующие в последующей части рабочего цикла (перемещение, реализация и т. д.) учитываются в качестве расходов на продажу и списываются ежемесячно.
При этом сумма прямых ТР в торговых фирмах распределяется по итогам месяца по среднему проценту между проданными и оставшимися ТМЦ. Для расчёта можно воспользоваться следующими формулами:
Ср % ТР = (ОТР + ТТР) / (ТС/с + ОТ) × 100%;
ТРсп = ОТР + ТТР – НТТР,
где:
НТТР — транспортные издержки по нереализованным ТМЦ;
ОТ — остаток ТМЦ на конец месяца;
Ср % ТР — средний процент транспортных затрат;
ОТР — транспортные издержки на остаток ТМЦ на начало месяца;
ТТР — транспортные затраты в текущем месяце;
ТС/с — себестоимость ТМЦ, реализованных в расчётном месяце;
ТРсп — сумма транспортных расходов к списанию.
Производственные компании для определения сумм ТЗР, подлежащих списанию, рассчитывают процент затрат к общей сумме ТМЦ по формулам:
ТЗР = Мсп × % ТЗР,
где:
% ТЗР — процент транспортно-заготовительных расходов к списанию;
ТРнач — транспортные издержки на начало месяца;
ТРтек — транспортные затраты, полученные в текущем месяце;
Мнач — начальный остаток материалов;
Мтек — сумма поступивших материалов в течение месяца;
Мсп — материалы списанные.
Таким образом, чтобы свести налоговые риски к минимуму, стоит заранее определиться с перечнем прямых затрат в бухгалтерском и налоговом учёте (в т. ч. в учётной политике). Минфин РФ против этого не возражает (письмо от 29.12.2011 N 07-02-06/260). Однако требует, чтобы ТР были не только экономически обоснованы, но и подтверждены корректно заполненными первичными документами.
Документальное оформление транспортных расходов
Факт доставки ТМЦ на склад покупателя подтверждается наличием товарно-транспортной накладной (далее — ТТН) или иным бланком компании-перевозчика, содержащим все необходимые реквизиты, перечисленные в ст. 9 закона от 01.01.2013 N 402-ФЗ. В ней должны быть указаны сведения, отражающие реальность произведенной доставки: данные об отправителе и получателе, учётные сведения о транспортном средстве и о водителе, подписи уполномоченных лиц и печати (при наличии).
Если же налоговики при проверке усомнятся в реальности произведенной поставки, а ТТН будут заполнены с нарушением законодательства, то судебное решение, скорее всего, будет не в пользу налогоплательщика (см., например, постановление ФАС Центрального округа от 10.10.2006 по делу N А62-5749/2004). В результате чего будет доначислен налог на прибыль и будут применены штрафные санкции, предусмотренные НК РФ.
Если же покупатель забирает товар со склада продавца собственным транспортом, то оформлять ТТН не обязательно. В данном случае факт доставки для подтверждения ТР будет зафиксирован в товарной накладной (по форме ТОРГ-12), выданной продавцом, и путевым листом, оформленным покупателем.
Порядок учёта транспортных издержек на содержание автопарка
К таким затратам относятся расходы на стоимость запасных частей и их замену, ГСМ, страховку, аренду транспортных средств и т. д.
Как правило, данные затраты относятся к косвенным, но в отдельных случаях могут относиться и к прямым. Например, если ТМЦ доставляются покупателем самостоятельно, стоимость ГСМ и аналогичных расходов увеличит цену закупки.
Кроме того, в обязательном порядке нужно соблюдать требование об экономической целесообразности подобных трат. Например, стоимость дорогой автомагнитолы, установленной взамен старой, налоговики вероятнее всего исключат из состава затрат, уменьшающих налогооблагаемую базу при подсчёте прибыли.
Расходы на оформление полиса ОСАГО неоспоримы, так как являются обязанностью каждого автовладельца (ст. 4 закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев ТС» от 25.04.2002 N 40-ФЗ).
А вот автострахование каско является правом, а не обязанностью. Поэтому такие траты относятся к прочим издержкам.
В расходах нельзя также учесть сумму административных штрафов, например, за нарушения ПДД или оплату штрафстоянки.
Запоминаем
При налогообложении прибыли транспортные издержки подразделяются на прямые и косвенные. При этом перечень прямых затрат утверждается налогоплательщиком самостоятельно в зависимости от специфики производства и технологического процесса. Относить к косвенным все транспортные затраты без обоснования довольно рискованно. Поэтому лучше свести к единому перечню прямые издержки как в налоговом, так и в бухгалтерском учёте.
В своих статьях мы используем только первоисточники: материалы и обзоры справочной правовой системы «КонсультантПлюс», а также материалы и обзоры сайтов ФНС России, Социальный фонд России, Банка России, официального канала Минтруда России, Федеральной службы судебных приставов, Новости с сайта kdelo.ru, Онлайн журнала «Главбух», сайта nalog-nalog.ru, а также материалы и обзоры из их телеграм-каналов.
Владельцам бизнеса
Если бухгалтерский и налоговый учёт, а также уплата и возврат налогов вызывают у вас затруднения, то вы можете заключить с нами Договор на оказание Бухгалтерских услуг, либо в рамках договора Разовых бухгалтерских услуг, либо в рамках услуги Бухгалтер удалённо, либо заключив с нами полноценный Договор на Аутсорсинг бухгалтерских услуг
В настоящее время ООО «Аврора Консалт» заключает договоры аутсорсинга бухгалтерских услуг с ООО, ИП, ТСЖ, ТСН и ЖСК зарегистрированными и ведущими свою деятельность на территории Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
Отзывы о нашей компании вы можете прочитать на странице Отзывы и на соответствующих сервисах Google и Яндекса по ссылкам на странице Отзывов.
Для заключения договора проводится предварительная встреча в офисе вашей или нашей компании, по договорённости достигнутой накануне.
Все возникающие вопросы вы можете задать, связавшись с нами любым удобным для вас способом: позвонить по телефону (812) 209-02-00, воспользоваться альтернативными способами связи, например, мессенджерами:
или оставить заявку в чате.