
Подайте уведомление в Роскомнадзор!

Уведомление в Роскомнадзор (РКН) должны подать все, кто работает с персональными данными, до 30 мая 2025 года. Эта обязанность касается компаний, ИП, самозанятых и даже физлиц. Не подали уведомление? Тогда готовьтесь — проверки и новые большие штрафы уже на подходе. Расскажем, как заполнить и подать уведомление об обработке персональных данных, чтобы избежать лишнего внимания РКН.
В этой статье:
- Кто должен подавать уведомление в Роскомнадзор, а кто освобожден
- Не подали уведомление в РКН? Рискуете получить штраф в 300 000 руб.
- Как правильно подать уведомление: способы, форма, сроки
- Как понять, появилась ли компания в реестре ПДн
- Теперь коротко и по сути
- Важная информация для владельцев интернет‑сайтов
С 30 мая 2025 года статья 13.11 КоАП РФ ,будет звучать по‑новому: с этой даты неуведомление РКН о намерении осуществлять обработку персональных данных грозит штрафом в ином чем прежде размере:
- граждане — от 5 000 до 10 000 руб.;
- должностные лица — от 30 000 до 50 000 руб.;
- юрлица — от 100 000 до 300 000 руб.
Кто должен подавать уведомление в Роскомнадзор, а кто освобожден
Уведомление об обработке персональных данных (ПДн) подают все, кто работает с личной информацией — компании, ИП, самозанятые, в том числе физлица. После подачи уведомления РКН включает компанию в специальный реестр операторов ПДн, и та может законно работать с персональными данными, не боясь проверок и штрафов.
Кому нужно подавать уведомление в Роскомнадзор
Если вы нанимаете сотрудников, храните данные о клиентах, собираете cookie‑файлы на сайте — вы со 100% вероятностью относитесь к операторам ПДн. А значит, должны подать первичное уведомление в Роскомнадзор до 30 мая 2025 года, пока не вступили в действие крупные штрафы. С помощью уведомления вы сообщаете регулятору, что планируете собирать, обрабатывать, хранить личные данные физлиц.
Кроме первичного, в РКН подаются и другие уведомления:
- если что‑то изменилось — например, были скорректированы цели обработки;
- если прекратили обработку;
- если произошла утечка.
О любом серьёзном изменении нужно сообщать — так вы избежите проблем при проверках.
Кто по закону освобожден от подачи уведомления
В 2022 году РКН сильно сократил количество случаев, при которых можно обойтись без уведомления. Исключений осталось всего три:
- вы обрабатываете данные вручную, без средств автоматизации;
- работаете с информационными системами (ГИС), которые созданы для обеспечения безопасности;
- либо обрабатываете данные в целях транспортной безопасности.
Это крайне узкий и небольшой перечень организаций. Для 99% компаний уведомление в РКН — обязательно. Однако на практике многие пренебрегают этой обязанностью. После поправок 2022 года РКН занял позицию наблюдателя. Выяснилось, что из 8 млн зарегистрированных компаний и ИП в России только около 1 млн подали уведомления. Приняв во внимание такую плачевную статистику, ведомство перешло к активным действиям и в разы ужесточило требования в этой сфере.
Не подали уведомление в РКН? Рискуете получить штраф в 300 000 руб.
До 30 мая 2025 года за неуведомление РКН действует максимальный штраф 5 000 руб. для компаний, чаще вместо штрафа приходит предписание. Однако в конце весны все кардинально изменится. Предупреждений РКН больше рассылать не будет, а штраф вырастет сразу в десятки раз (ст. 13.11 КоАП РФ):
- от 100 000 до 300 000 руб. составит штраф для компаний и ИП, которые не подали уведомление;
- 500 000 руб. при повторном нарушении.
Отдельно могут оштрафовать должностных лиц — от 30 000 до 50 000 руб.
Как правильно подать уведомление: способы, форма, сроки
Сразу обозначим, что подача уведомления в РКН — это уже финальный шаг вашего взаимодействия. Еще до этого нужно составить всю локальную нормативную базу по персональным данным, проверить сайт на соответствие закону, назначить и обучить ответственных сотрудников. И только на последнем этапе вы сообщаете в РКН, что работаете с личными данными — когда уже все готово для непосредственной обработки.
Что делать перед подачей уведомления:
- Проверьте, есть ли ваша компания в реестре операторов ПДн. Перейдите по ссылке, введите ИНН или название компании. Если информации в реестре нет, значит нужно направить уведомление.
- Назначьте ответственного за работу с ПДн. Лучше, чтобы это был сотрудник, у которого есть доступ ко всем отделам компании и который в курсе внутренних процессов. Часто назначают бухгалтера, IT-специалиста или директора. Можно создать отдельную должность — например, специалист по работе с ПДн. Выбор утвердите приказом.
Часто назначают кадровика, но это не самый лучший вариант. Обычно он работает с перснальными данными, которые нужны для кадрового учёта, доступа к другим отделам у него, как правило, нет.
- Разработайте локальные нормативные акты. Как минимум понадобится политика обработки персональных данных и согласие на обработку. Распишите цели, категории, субъекты обработки данных — всё это утвердите отдельными приказами. Эту документацию РКН может запрашивать и изучать при проверке.
- Проверьте сайт на соответствие требованиям 152-ФЗ. РКН может сравнить информацию в уведомлении с тем, что размещено на сайте — данные должны совпадать. У Роскомнадзора уже есть инструменты для проверки сайтов, в том числе автоматические. Обязательно разместите политику об обработке ПДн и галочку‑согласие на обработку ПДн, а также форму‑согласие на использование файлов cookies.
- Оцените риски и установите защиту. Проведите оценку потенциального вреда субъектам ПДн и внедрите технические меры защиты, например, антивирус или создание резервных копий.
- Обучите сотрудников. Чётко разъясните, как работать с персональными данными, что можно и нельзя сохранять, что такое утечка данных, что делать при взломе базы. Ознакомьте персонал с документацией по персональным данным под подпись.
- Только после всех этих действий подавайте уведомление.
Как подать уведомление:
Через личный кабинет на сайте РКН
- Заполните электронную форму на сайте https://pd.rkn.gov.ru/operators-registry/notification/form/.
Другой путь: Главная страница > Реестр операторов > Электронные формы заявлений.
- Подпишите усиленной квалифицированной электронной подписью (УКЭП).
Отправка происходит мгновенно, срок рассмотрения — до 30 дней.
Через профиль на Госуслугах
Для отправки уведомления через Госуслуги потребуется подтверждённая учётная запись. Если отправляете через аккаунт компании — нужно решить, кто это будет делать. У линейных сотрудников не всегда есть доступ к корпоративному профилю, зачастую он есть только у директора или руководителя.
Почтой России или лично
- Заполните форму на сайте РКН, распечатайте и отправьте заказным письмом в территориальное управление ведомства. Либо можно лично принести уведомление в РКН.
- Срок обработки начнется с момента получения письма.
Форма уведомления и обязательные сведения
Актуальные формы уведомлений утверждены приказом Роскомнадзора N 180 от 28.10.2022. На самом деле, больших сложностей при заполнении не возникнет. Вам достаточно проставить галочки в выпадающем списке — самостоятельно искать нужные формулировки не нужно.
Какую информацию включают в уведомление:
- Реквизиты оператора ПДн. Для ИП — ФИО и адрес регистрации. Для юрлица — полное наименование и юридический адрес. Важно указать отдельно регионы, в которых вы обрабатываете персональные данные. Можно выбрать как отдельные субъекты, так и всю территорию РФ.
- Цели обработки. Например, компания ведёт бухучёт и нанимает сотрудников. Тогда цель будет звучать так: «Ведение кадрового и бухгалтерского учета». Если собираете данные клиентов, можно указать цель: «Продвижение товаров, работ, услуг на рынке».
- Категории данных. Какие данные обрабатываете: ФИО, паспортные данные, дата рождения, пол, телефон, email, должность и другое. Отмечаете галочками все, с которыми работаете.
- Категории субъектов. Чьи именно данные вы обрабатываете. Это могут быть работники, соискатели, контрагенты, клиенты, учредители, посетители сайта. Также отмечаете галочками нужные.
- Правовое основание. у вас должно быть законное основание для обработки личных сведений. Например, данные могут быть нужны для исполнения судебного акта (например, удержание алиментов) или для заключения трудового договора.
- Перечень действий. Что вы делаете с персональными данными. Это может быть: сбор, запись, систематизация, хранение, передача, уничтожение и другое.
- Способы обработки. Укажите, каким образом вы обрабатываете данные. Редкий случай, когда компании используют только автоматизированный способ: скорее всего, их несколько. В этом случае лучше всего указать «смешанную» обработку.
- Меры защиты. Каким образом и с помощью чего вы защищаете персональные данные от утечек и кражи. Сюда можно вписать, что в компании есть нужные ЛНА, сотрудники обучены работе с персональными данными, подключены антивирусы и средства криптографической защиты. Укажите организационные меры: ограничение доступа к помещениям, в которых хранятся личные данные, охрана помещений и другое.
- Контактное лицо. ФИО ответственного за обработку персональных данных, его должность, телефон, почтовый адрес, email.
- Сроки обработки. Укажите дату начала обработки и условие прекращения. Например, прекращение обработки может быть в случае, если субъект отозвал своё согласие или уволился из компании.
- Трансграничная передача. Укажите, передаёте ли вы данные за рубеж. Если да, то в какие страны. Также пропишите страну и адрес нахождения баз персональных данных. Напомним, что личные данные россиян могут храниться только на российском ПО и серверах.
В форме на сайте РКН есть ещё один раздел — для тех, кто обрабатывает данные в госсистемах. В большинстве случаев он не нужен — просто удалите его из формы. Полное название раздела: «Сведения о лицах, имеющих доступ и (или) осуществляющих на основании договора обработку персональных данных, содержащихся в государственных и муниципальных информационных системах».
Когда подать уведомление
Подавать уведомление нужно:
- до начала обработки — если подаёте впервые;
- до 15 числа следующего месяца — если изменились сведения (например, сменился ответственный);
- в течение 10 рабочих дней — если прекращаете обработку;
- в течение 24 часов — если произошла утечка данных;
- в течение 72 часов — чтобы передать результаты внутренней проверки после утечки.
Как понять, появилась ли компания в реестре ПДн
Проверять это нужно самостоятельно — РКН не рассылает оповещения. Для быстрой проверки зайдите в реестр, введите свои данные: название компании, ИНН, регистрационный номер. Если вас внесли в реестр, то вы увидите запись об этом.
Теперь коротко и по сути
Почти все компании, ИП и самозанятые относятся к операторам персональных данных и обязаны подать уведомление в Роскомнадзор.
- С 30 мая штрафы вырастут в десятки раз — до 300 000 рубл. за неподачу.
- Подать уведомление нужно до начала работы с персональными данными, а при изменениях — сообщать повторно.
- Направить уведомление можно почтой, через Госуслуги, сайт РКН. Можно воспользоваться специальными сервисами, такими, например, как 152DOC.
Важная информация для владельцев интернет‑сайтов
1. Необходимо уведомить Роскомнадзор о сборе и хранении персональных данных на интернет‑сайтах, пока компания ещё не начала с ними работать.
За отсутствие регистрации компании грозят штрафы, которые с 30 мая будут больше и теперь составят:
- для юридических лиц — от 300 000 до 1 000 000 руб.;
- для должностных лиц — от 50 000 до 100 000 руб.;
- для ИП — от 10 000 до 30 000 руб.
2. Необходимо своевременно сообщать в Роскомнадзор об изменениях в сведениях о компании или форме обрабатываемых данных.
3. Информацию о пользователях нужно хранить на территории РФ, чтобы передавать данные за границу нужно сначала получить разрешение от Роскомнадзора.
4. Необходимо заранее уведомить Роскомнадзор об использовании метрик: Google Analytics, Яндекс.Метрика. Для использования Google Analytics и других иностранных счётчиков требуется разрешение Роскомнадзора.
5. Об утечке персональных данных и предпринятых мерах для их восстановления необходимо сообщить в Роскомнадзор в течение 24 часов.
В своих статьях мы используем только первоисточники: материалы и обзоры справочной правовой системы «КонсультантПлюс», информационно-правового портала«Гарант.Ру», а также материалы и обзоры сайтов ФНС России, Социальный фонд России, Банка России, официального канала Минтруда России, Федеральной службы судебных приставов, Новости с сайта kdelo.ru, Онлайн журнала «Главбух», сайта nalog-nalog.ru, сайта klerk.ru, сайта kontur.ru, сайта www.buhonline.ru, сайта самозанятые.рф, сайта mertech.ru, а также материалы и обзоры из их телеграм‑каналов.
Владельцам бизнеса
Штрафов и конфликтов с контролирующими организациями вы можете избежать полностью, если заключите с нами Договор на Аутсорсинг бухгалтерских услуг
ООО «Аврора Консалт» — команда аттестованных специалистов, которая готова взять на себя: бухгалтерский и налоговый учёт,кадровый учёт и расчёт заработной платы, воинский учёт, составление необходимых форм отчётности, ведение 1С, а также юридическую поддержку.
Мы обеспечим учёт в полном соответствии с законодательством РФ, защиту базы данных и предоставим страховку от штрафов.
В настоящее время ООО «Аврора Консалт» заключает договоры аутсорсинга бухгалтерских услуг с ООО, ИП, ТСЖ, ЖСК и СНТ зарегистрированными и ведущими свою деятельность на территории Санкт‑Петербурга и Ленинградской области.
Отзывы о нашей компании вы можете прочитать на странице Отзывы и на соответствующих сервисах Google и Яндекса по ссылкам на странице Отзывов.
Для заключения договора проводится предварительная встреча в офисе вашей или нашей компании, по договорённости достигнутой накануне.
Все возникающие вопросы вы можете задать, связавшись с нами любым удобным для вас способом: позвонить по телефону (812) 209-02-00, воспользоваться альтернативными способами связи, например, мессенджерами:
или оставить заявку в чате.