
Первоначальная стоимость нематериальных активов

Первоначальная стоимость нематериальных активов — это фактическая стоимость объекта учета на момент постановки его на баланс предприятия. Законодатель регламентирует порядок формирования первоначальной стоимости исходя из утвержденного перечня расходов, а также возможности изменения этой стоимости. В некоторых случаях возникают сложности из-за разницы требований, предъявляемых к ведению налогового и бухгалтерского учета.
Какие нормативные акты раскрывают понятие первоначальной стоимости НМА
Понятие нематериальных активов (НМА), а также их первоначальной стоимости раскрываются в ПБУ 14/2007, в которое периодически вносятся важные изменения и дополнения. В середине 2016 года в ПБУ были внесены поправки (не претерпевшие корректировок по состоянию на 2023 год), которые дали право организациям, применяющим упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, списывать стоимость НМА в затраты по обычным видам деятельности в момент осуществления расходов, а не через амортизацию.
Порядок формирования первоначальной стоимости НМА как объекта амортизируемого имущества для целей налогового учета отражен в ст. 257 НК РФ. Принципиальной разницы в составе расходов в налоговом и бухгалтерском учете нет. Исключение составляют расходы на страхование, проценты по кредитам, курсовые разницы, которые увеличат стоимость НМА в бухгалтерском учете, но в налоговом попадут во внереализационные расходы.
И еще одно отличие. Если в налоговом учете установлена минимальная стоимость объекта для включения его в амортизируемое имущество, то для целей бухгалтерского учета никаких стоимостных ограничений нет.
Расходы, включаемые в первоначальную стоимость НМА
Законодатель дает открытый перечень расходов, которые составят первоначальную стоимость нематериального актива. Это значит, что увеличить стоимость можно на любые расходы, если они оправданы и связаны с приобретением НМА или обеспечением условий для его последующего использования. В пп. 8, 9 ПБУ 14/2007 отражены следующие расходы:
- оплата в рамках договора на отчуждение интеллектуальной собственности или иные виды получения права использования интеллектуальной собственности;
- вознаграждение агентам-посредникам, принимавшим участие в приобретении актива;
- пошлины (в том числе таможенные), сборы, невозвратные налоги;
- консультационные и иные услуги, связанные со сбором и анализом информации перед покупкой нематериального актива;
- оплата труда тех сотрудников, которые принимали участие в создании НМА, исследованиях и технических разработках, а также обязательные социальные отчисления с суммы этой заработной платы;
- оплата в рамках договоров на оказание услуг (выполнение работ), связанных с проведением исследований или разработок.
Данный перечень открыт — возможно включение в стоимость НМА и других аналогичных расходов.
Для целей налогового учета первоначальная стоимость НМА составляет совокупность затрат на их приобретение (создание, изготовление) и доведение до состояния пригодности для использования. Первоначальная стоимость, а также вся дальнейшая информация об объекте НМА отражается в регистрах налогового учета.
В налоговом учете переоценка НМА недопустима. Поэтому при проведении переоценки для целей бухгалтерского учета необходимо понимать, что как следствие этого мероприятия возникнет разница с налоговым учетом.
Случаи постановки НМА на учет, когда невозможно определить стоимость на основании документов
Если нематериальный актив поступает на баланс предприятия в рамках внесения учредителями взноса в уставный капитал, то оценка производится по решению учредителей.
В случае поступления актива на предприятие безвозмездно необходима его рыночная оценка. Предприятие может определить рыночную стоимость на основании экспертной оценки, но такой метод не является обязанностью. Можно воспользоваться иными вариантами, в том числе самостоятельным определением цены. Чаще всего применяется доходный метод, когда для определения рыночной цены оцениваются ожидаемые доходы от использования объекта НМА.
Изменения первоначальной стоимости НМА
Не чаще одного раза в год предприятием может производиться переоценка первоначальной стоимости нематериального актива — это делается для того, чтобы стоимость, по которой НМА учитываются в бухгалтерском учете, соответствовала рыночной. Причем переоценивается остаточная стоимость путем пересчета первоначальной оценки и суммы начисленной амортизации. В результате стоимость НМА может как увеличиться, так и снизиться.
Законодатель вводит также понятие обесценения НМА. Эта процедура проводится по международным стандартам финансовой отчетности и подразумевает обеспечение соответствия балансовой и возмещаемой стоимости НМА. В данном случае понимают:
- под балансовой стоимостью — остаточную стоимость за минусом убытка от обесценения;
- под возмещаемой стоимостью — справедливую стоимость за минусом расходов на продажу или ценность использования НМА.
Ни в каких других случаях изменение первоначальной стоимости не допускается. Это значит и то, что при проведении работ по модернизации (например, модернизации сайта организации) первоначальная стоимость НМА не изменится, а расходы на эти работы будут списываться равномерно в течение оставшегося срока полезного использования в бухгалтерском учете и единовременно в налоговом.
Первоначальная стоимость НМА в проводках
Первоначальная стоимость НМА собирается на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы». Принятие к учету объекта в качестве нематериального актива отражается проводкой:
Дт 04 Кт 08.
Результаты дооценки увеличивают добавочный капитал предприятия и оформляются проводкой:
Дт 04 Кт 83.
Для корректного отражения операции к счету 83 следует открыть субсчет «Прирост стоимости внеоборотных активов в результате переоценки».
Результат уценки в бухгалтерском учете будет выглядеть так:
Дт 91.2 Кт 04.
Если требуется отразить дооценку НМА, которая равна сумме ранее проведенной уценки, то проводка будет следующей:
Дт 04 Кт 91.1.
В обратной ситуации, когда сначала была произведена дооценка, а после нее уценка, результат уменьшает добавочный капитал, что отражается проводкой:
Дт 83 Кт 04.
В своих статьях мы используем только первоисточники: материалы и обзоры справочной правовой системы «КонсультантПлюс», а также материалы и обзоры сайтов ФНС России, Социальный фонд России, Банка России, официального канала Минтруда России, Федеральной службы судебных приставов, Новости с сайта kdelo.ru, Онлайн журнала «Главбух», сайта nalog-nalog.ru, сайта klerk.ru, а также материалы и обзоры из их телеграм-каналов.
Владельцам бизнеса
Если бухгалтерский и налоговый учёт, а также уплата и возврат налогов вызывают у вас затруднения, то вы можете заключить с нами Договор на оказание Бухгалтерских услуг, либо в рамках договора Разовых бухгалтерских услуг, либо в рамках услуги Бухгалтер удалённо, либо заключив с нами полноценный Договор на Аутсорсинг бухгалтерских услуг
В настоящее время ООО «Аврора Консалт» заключает договоры аутсорсинга бухгалтерских услуг с ООО, ИП, ТСЖ, ТСН и ЖСК зарегистрированными и ведущими свою деятельность на территории Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
Отзывы о нашей компании вы можете прочитать на странице Отзывы и на соответствующих сервисах Google и Яндекса по ссылкам на странице Отзывов.
Для заключения договора проводится предварительная встреча в офисе вашей или нашей компании, по договорённости достигнутой накануне.
Все возникающие вопросы вы можете задать, связавшись с нами любым удобным для вас способом: позвонить по телефону (812) 209-02-00, воспользоваться альтернативными способами связи, например, мессенджерами:
или оставить заявку в чате.