
Персональные данные в 2025

Персональные данные в 2025. Работа организаций и ИП — это взаимодействие с покупателями, клиентами, партнерами, сотрудниками и т.д. Чтобы такое взаимодействие было законным, важно обеспечить защиту персональных данных, завести регламенты, назначить ответственных и подать сведения в Роскомнадзор.
В этой статье:
- Что такое персональные данные
- Что содержится в законе о персональных данных
- Как организациям и ИП работать с персональными данными
- Какие документы нужны для работы с персональными данными
- Ответственность за несоблюдение закона о персональных данных 152-ФЗ
- Выводы
Всё течёт, всё изменяется, поэтому мы решили обновить ранее вышедшие статьи о работе с персональными данными, на базе недавно вышедших новых материалов.
Что такое персональные данные
Персональные данные — это термин, закреплённый в ст. 3 Закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ. К ним относится информация любого характера о физическом лице, которая позволяет такое лицо идентифицировать. Эти данные могут не только прямо, но и косвенно касаться физлица.
К персональным данным относятся не только документы (паспорт, ИНН, СНИЛС), но и, например, фотография, изображение человека в интернете, номер телефона, адрес электронной почты и т.д.
Выражение персональных данных возможно в любых формах: видео, изображение, аудиозапись, публичных высказываниях.
Что содержится в законе о персональных данных
Физическому лицу приходится сообщать свои конфиденциальные данные в разных жизненных ситуациях: когда он оформляет кредит в банке, устраивает ребенка в садик, заполняет анкету в интернете для заказа услуги и др.
Организации и ИП, которые собирают данные о своих клиентах, обязаны обеспечить безопасность этих данных и не допустить их утечки в широкое информационное поле.
Как организациям и ИП работать с персональными данными
Организации должны не только знать Закон 152-ФЗ, но и следить за изменениями в правовой базе, чтобы надлежащим образом использовать и хранить персональные данные физических лиц.
Не только организации, но и ИП, которые работают с персональными данными физических лиц (включая своих сотрудников), должны зарегистрироваться в Роскомнадзоре как оператор персональных данных.
Что должна сделать каждая организация:
- сформировать систему обработки, записи и хранения персональных данных с учётом актуальных требований законодательства;
- разработать и соблюдать политику работы с персональными данными;
- составить иную локальную документацию, регулирующую процесс использования персональных данных, которая включает в себя обработку, запись и хранение с учетём требований Роскомнадзора и Закона 152-ФЗ;
- регулярно направлять отчёты в Роскомнадзор.
Разбёрем поэтапно, как организовать работу с ПД.
Этап 1. Разработать политику обработки персональных данных
Например, при приёме на работу сотрудника организация должна действовать в соответствии с политикой обработки персональных данных. За отсутствие данного регламента предусмотрен штраф по ст. 5.27 КоАП РФ: от 30 до 50 тыс. рублей.
- Регламент работы с персональными данными должен включать в себя положения о том, как они обрабатываются, хранятся и используются.
- В регламенте нужно указать, какие документы, содержащие персональные данные, требуют особой защиты.
- Организации вправе передавать конфиденциальную информацию внутри своего юрлица, если такая процедура указана в политике.
- Нужно составить перечень лиц, которые имеют доступ к персональным данным.
За несоблюдение правил политики нарушителя могут привлечь к ответственности: дисциплинарной, административной или уголовной.
Этап 2. Издать приказ о назначении ответственного лица
Ответственное лицо — это сотрудник, которого руководство наделяет правами по работе с персональными данными и управлению ими внутри организации (ч. 1 ст. 18.1 Закона 152-ФЗ, ч. 1 ст. 22.1 Закона 152-ФЗ).
Обычно такого сотрудника назначают из руководящего состава, например, заместителя директора или начальника службы безопасности. Выбрать могут также руководителя отдела IT, потому что он напрямую взаимодействует с конфиденциальной информацией в цифровом пространстве (автоматизированных системах).
Этап 3. Составить список лиц с правом доступа
В организациях есть сотрудники, которые по своей должности имеют дело с персональными данными. Например, специалисты HR, которые собирают резюме и контактные данные для собеседования с кандидатами или сотрудники бухгалтерии, которые получают копии паспорта, ИНН, СНИЛС и других документов для оформления нового сотрудника.
Такие лица должны быть наделены правом доступа, а также для них нужно прописать конкретные действия, которые они вправе совершать с персональными данными в рамках своей зоны ответственности (п. 6 ст. 88 ТК РФ).
- бухгалтер, который оформляет больничный лист сотруднику;
- секретарь, который покупает билет для работника по его паспорту, чтобы отправить в командировку.
Если лицо в организации наделено правом использовать персональные данные, то с ним подписывается документ о неразглашении конфиденциальных сведений. Персональные данны нельзя передавать третьим лицам и использовать в личных целях.
Этап 4. Обеспечить хранение данных
Один из способов хранения персональных данных — автоматизированные системы, которые должны защищать данные от утечки и обеспечивать их безопасность (приказ ФСТЭК от 18.02.2013 N 21).
Как автоматизированные системы защищают персональные данные:
- предоставляют индивидуальный доступ отдельным сотрудникам организации только к той части цифровой базы, которая касается их функций;
- применяют двухуровневый вход в систему по паролям;
- регулярно обновляют пароли, например, один раз в месяц.
Как обеспечить безопасность персональных данных при неавтоматизированной обработке:
- доступ к хранилищу физических носителей выдавать только уполномоченным сотрудникам, которые указаны в специальном списке;
- место хранения должно находиться под сигнализацией и видеонаблюдением (при необходимости).
Под защитой должна находиться любая информация о физлице: анкета, трудовая книжка, диплом, копии удостоверений, паспорта, ИНН.
Этап 5. Получить согласие на использование данных
Согласие от человека, чьи данные организация планирует обрабатывать и использовать, помогает избежать штрафов.
Например, если данные физлица будут указаны на сайте компании, в социальных сетях, на визитных карточках, то лучше соблюдать осторожность и брать с человека согласие на распространение его персональных данных.
Этап 6. Уведомить Роскомнадзор
Компании должны отчитываться перед Роскомнадзором ещё до начала сбора и обработки персональных данных физлиц (ст. 22 Закона 152-ФЗ). Уведомление в Роскомнадзор направляется после подготовки необходимых документов.
Направить уведомление в Роскомнадзор можно одним из четырех способов:
- отправить по почте бланк, предварительно его распечатав и заполнив;
- принести лично уведомление в территориальное отделение Роскомнадзор;
- воспользоваться формой отправки на сайте Роскомнадзора;
- отправить через «Госуслуги» — для подтверждённых на портале организаций.
Роскомнадзор в течение 30 дней с даты направления уведомления добавит информацию о компании или ИП в реестр операторов (ч. 4 ст. 22 Закона 152-ФЗ).
Если в предоставленной информации произошли изменения, нужно сообщить об этом в Роскомнадзор не позднее 15 числа месяца, следующего за тем, в котором эти изменения произошли.
Какие документы нужны для работы с персональными данными
Для работы с персональными данными компаниям нужен стандартный комплект документов, о котором частично рассказано выше.
К этим документам относятся:
1. Положение об обработке персональных данных. Это основной документ, который определяет порядок работы с персональными данными для конкретных бизнесов и организаций с учётом их вида деятельности.
2. Политика обработки персональных данных. В законе 152-ФЗ с 1 марта 2024 года произошли изменения в части этого регламента: теперь компаниям стоит предусматривать новый вид обработки личных данных — распространение.
3. Приказ о назначении ответственного за обработку персональных данных. Документ необходим, чтобы наделить конкретного сотрудника правом работать с персональными данными других лиц. Например, когда компания расширяется и нанимает новых сотрудников в штат.
4. Обязательство о неразглашении персональных данных. Сотрудники, которые работают с информацией о других лицах, должны быть под подпись уведомлены о том, что они не имеют права распространять чужие персональные данные.
5. Регламент доступа сотрудников организации к персональным данным. Это локальный документ, который фиксирует правила работы с персональными данными внутри компании и регулирует доступ сотрудников к личной информации.
Это обязательные документы для компаний, чьи процессы связаны со сбором и обработкой данных.
Ответственность за несоблюдение закона о персональных данных 152-ФЗ
За несоблюдение законодательства в области персональных данных (ПД) предусмотрена административная ответственность в виде крупных штрафов для компаний, предпринимателей и должностных лиц (ст. 13.11 КоАП РФ).
Нарушение | Штаф накладываемый на организацию | Штаф накладываемый на ИП | Штаф накладываемый на ответственного (должностное лицо) |
---|---|---|---|
Персональные данные лица обрабатывались без его письменного согласия, когда такое согласие требовалось по закону | 300‑700 тыс. руб. при повторном нарушении: 1‑1,5 млн руб. | 500 тыс. руб. при повторном нарушении: 1 млн руб. | 100‑300 тыс. руб. при повторном нарушении: 300‑500 тыс. руб. |
Оператор нарушил правила публикации политики обработки персональных данных и доступа к этому регламенту. | 30‑60 тыс. руб. | 10‑20 тыс. руб. | 6‑12 тыс. руб. |
Оператор не предоставил лицу информацию, которая относится к обработке его ПД | 40‑80 тыс. руб. | 20‑30 тыс. руб. | 8‑12 тыс. руб. |
Оператор нарушил сроки, в которые должен был изменить, блокировать или удалить персональные данные по требованию владельца или контрольного органа | 50‑90 тыс. руб. при повторном нарушении: 300‑500 тыс. руб. | 20‑40 тыс. руб. при повторном нарушении: 50‑100 тыс. руб. | 8‑20 тыс. руб. при повторном нарушении: 30‑50 тыс. руб. |
Оператор нарушил требования об обработке ПД в неавтоматизированной форме, и это привело к незаконным манипуляциям с данными (хранение физических носителей и доступ к ним без разрешительных документов) | 50‑100 тыс. руб. | 20‑40 тыс. руб. | 8‑20 тыс. руб. |
Оператор (государственный или муниципальный орган) нарушил законодательство в области обезличивания ПД | — | — | 6‑12 тыс. руб. |
Оператор при сборе данных нарушил обязанность по обеспечению записи, систематизации, накоплению, хранению, уточнению или извлечению ПД граждан РФ с использованием баз данных, находящихся на территории РФ | 1‑6 млн руб. при повторном нарушении: 6‑18 млн руб. | — | 100‑200 тыс. руб. при повторном нарушении: 500‑800 тыс. руб. |
Выводы
- Организации и ИП, которые работают с людьми и собирают и обрабатывают персональные данные должны строить свою работу в соответствии с нормами закона 152-ФЗ.
- Нужно уведомлять Роскомнадзор о работе с персональными данными, чтобы ведомство внесло сведения в реестр операторов.
- Законодательство в области персональных данных меняется, поэтому важно отслеживать последние нововведения.
- Штрафы в КоАП РФ предусмотрены не только для организаций и ИП, но и для должностных лиц, которые были уполномочены заниматься сбором и обработкой ПД.
В своих статьях мы используем только первоисточники: материалы и обзоры справочной правовой системы «КонсультантПлюс», информационно-правового портала«Гарант.Ру», а также материалы и обзоры сайтов ФНС России, Социальный фонд России, Банка России, официального канала Минтруда России, Федеральной службы судебных приставов, Новости с сайта kdelo.ru, Онлайн журнала «Главбух», сайта nalog-nalog.ru, сайта klerk.ru, сайта kontur.ru, сайта www.buhonline.ru, а также материалы и обзоры из их телеграм‑каналов.
Владельцам бизнеса
Штрафов и конфликтов с контролирующими организациями вы можете избежать полностью, если заключите с нами Договор на Аутсорсинг бухгалтерских услуг
ООО «Аврора Консалт» — команда аттестованных специалистов, которая готова взять на себя: бухгалтерский и налоговый учёт,кадровый учёт и расчёт заработной платы, воинский учёт, составление необходимых форм отчётности, ведение 1С, а также юридическую поддержку.
Мы обеспечим учёт в полном соответствии с законодательством РФ, защиту базы данных и предоставим страховку от штрафов.
В настоящее время ООО «Аврора Консалт» заключает договоры аутсорсинга бухгалтерских услуг с ООО, ИП, ТСЖ, ЖСК и СНТ зарегистрированными и ведущими свою деятельность на территории Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
Отзывы о нашей компании вы можете прочитать на странице Отзывы и на соответствующих сервисах Google и Яндекса по ссылкам на странице Отзывов.
Для заключения договора проводится предварительная встреча в офисе вашей или нашей компании, по договорённости достигнутой накануне.
Все возникающие вопросы вы можете задать, связавшись с нами любым удобным для вас способом: позвонить по телефону (812) 209-02-00, воспользоваться альтернативными способами связи, например, мессенджерами:
или оставить заявку в чате.