
Банковская гарантия

Банковская гарантия значительно облегчает процесс участия в государственных закупках, возврата НДС и уплаты акцизов. Она также может быть полезна при оформлении сделок с покупателями и поставщиками. Объясняем, в каких ситуациях гарантия становится необходимостью и как её правильно получить.
В этой статье:
- Что такое банковская гарантия (БГ)
- Какие виды банковских гарантий есть
- Как получить банковскую гарантию
Что такое банковская гарантия (БГ)
Это документ, который выдает банк, принимая на себя обязательства погасить долг предпринимателя или компании перед третьими сторонами, будь то организации или госучреждения. Такая гарантия позволяет клиенту приобретать товары или услуги без применения займов или оборотных средств, а также пользоваться льготами по налогам. За получение гарантии клиент уплачивает банку комиссию.
БГ часто применяются для участия в госзакупках, для отсрочки уплаты таможенных пошлин, чтобы упростить возврат НДС. Они помогают бизнесу преодолеть кассовые разрывы, например, если спрос снизился из‑за сезонности или, наоборот, компания растёт и ей срочно нужны средства для развития.
Банковскую гарантию, как следует из названия, выдаёт кредитная организация. С‑2022‑года также появилось понятие независимой гарантии. Её могут выдавать не только банки, но и организации — корпорация ВЭБ.РФ, фонды содействия малому бизнесу, другие кредитные учреждения и ЕАБР для поставщиков из государств ЕАЭС, за исключением России.
В этом материале рассмотрим только банковские гарантии — они наиболее распространены на рынке.
В договоре БГ принимают участие три стороны: принципал, бенефициар и гарант.
Принципал — это сторона, обращающаяся в банк за гарантией. Допустим, если фирма стала победителем в тендере на поставку мебели для школы, ей нужно предъявить гарантию, подтверждающую возможность и намерение выполнить заказ в срок и с должным качеством. В этой ситуации фирма выступает как принципал.
Бенефициар — это сторона, которая получает финансирование, если принципал не исполняет взятые на себя обязательства. В случае с поставкой мебели роль бенефициара играет школа, которая в случае чего может заявить о своих правах на возмещение.
В госзакупках бенефициаром всегда выступает заказчик, тогда как в сделках между представителями бизнеса бенефициаром может быть и поставщик. В ситуации с сыроварней, где ИП — заказчик, бенефициаром становится поставщик. Если ИП не сможет своевременно оплатить оборудование, продавец оборудования получит причитающуюся сумму от банка.
Гарант — это банк, берущий на себя обязательство перечислить средства бенефициару, если принципал не справится с обязательствами.
Какие виды банковских гарантий есть
Виды БГ различаются в зависимости от конкретных обязательств, которые нужно обеспечить: полную оплату за отгруженные товары, залог по контракту или авансовый платёж.
Разберём основные виды БГ.
Банковские гарантии в тендерных закупках
Госзакупки в РФ проводятся согласно законам 44-ФЗ и 223-ФЗ через систему торгов и аукционов. Победителем становится организация, предложившая минимальную стоимость при условии полного соответствия требованиям контракта.
Для защиты интересов заказчика введена система обеспечения: исполнитель должен зарезервировать от 0,5% до 30% от начальной максимальной цены контракта. Возврат средств происходит:
- после подписания контракта — в случае с гарантией на участие;
- после выполнения всех обязательств — в случае гарантии на исполнение.
Альтернативой такому депозиту служит банковская гарантия, позволяющая избежать заморозки собственных средств или привлечения займов.
В тендерных закупках применяются четыре вида гарантий:
- На участие в торгах — обеспечивает подписание контракта победителем.
- На исполнение контракта — обеспечивает выполнение обязательств подрядчиком.
- На возврат аванса — обеспечивает возврат авансового платежа заказчику, если поставщик нарушает свои обязательства по контракту.
- На гарантийные обязательства — направлена на обеспечение качества товаров, услуг и работ в рамках установленного гарантийного срока.
Ранее тендерные гарантии могли выдаваться только банками из списка, утверждённого Минфином. С января 2022 года принимаются независимые гарантии, которые могут предоставляться не только банками, но и другими финансовыми организациями — о которых было упомянуто выше.
Коммерческие банковские гарантии
Это БГ, которые предоставляются при заключении коммерческих контрактов.
К БГ для заказчика относятся гарантии:
- на исполнение подрядчиком своих обязательств;
- на гарантийный срок;
- на возврат предоплаты.
Платёжные банковские гарантии
Это специальный вид гарантий для защиты интересов исполнителя. Поставщик или подрядчик выступает в роли бенефициара, то есть получателя выгоды. Гарантия обеспечивает выплату исполнителю за выполненные работы, оказанные услуги или поставленные товары. БГ вступает в силу, если заказчик не произвёл оплату.
Налоговые гарантии
ИФНС выступает как получатель, а налогоплательщик — как принципал. Налоговые гарантии применяются в трёх направлениях:
- Получение отсрочки на уплату налогов (до одного года), пеней и штрафов, а также обязательных взносов в Соцфонд.
- Гарантия по акцизным платежам — позволяет получить отсрочку при уплате акциза на алкогольную продукцию.
- Гарантия для возмещения НДС — сокращает срок получения налогового вычета с обычных двух месяцев до 11 дней.
Таможенные гарантии
Гарантии такого вида нужны организациям, которые импортируют продукцию из‑за границы и при этом уплачивают таможенную пошлину. ФТС выступает бенефициаром, а банк должен быть одобрен и внесён в реестр этой службы.
Без уплаты пошлины товары нельзя ввезти в Россию, а средства фирма‑продавец получает только после их реализации. Весь процесс может занять несколько месяцев, поскольку импорт часто осуществляется оптовыми закупщиками, которые затем продают товары розничным продавцам. Получение отсрочки позволяет зафиксировать цены, прежде чем стоимость товара увеличится из‑за колебаний валютного курса.
Как получить банковскую гарантию
1. Изучите закупочную документацию или договор
Обратите внимание на параметры обеспечения, которые установил бенефициар. Также учитывайте предъявляемые им требования к содержанию банковской гарантии и к банку‑гаранту.
Например, ваш контрагент может настаивать на том, чтобы у кредитной организации был рейтинг не меньше ruBBB. Для госзакупок, таможенной и налоговой служб гарантии могут выдать только аккредитованные банки.
2. Выберите банк-гарант
Каждый банк устанавливает свои условия к выдаче гарантии. Они могут касаться:
- максимальной суммы гарантии;
- суммы комиссии;
- времени оформления;
- процесса внесения изменений в договор.
3. Подготовьте документы
Состав документов также различается в зависимости от банка.
Cтандартный список для организации:
- устав компании;
- бухотчётность;
- справка об отсутствии долгов;
- копии паспортов руководства и участников;
- протокол собрания и приказ о назначении руководителя.
Примерный список документов для ИП:
- копия документа, удостоверяющего личность;
- книга учёта доходов и расходов;
- налоговые декларации;
- выписка с расчётного счёта;
- справка об отсутствии долгов.
4. Дождитесь рассмотрения заявки
После того как вы отправите в банк документы и заявку, он принимает решение о предоставлении гарантии. Время рассмотрения зависит от конкретного банка.
5. Подпишите договор
После получения одобрения нужно подписать договор с банком. Перед подписанием проверьте документ, например, на наличие скрытых комиссий или условий.
В общем случае в договоре указывают:
- размер гарантии;
- бенефициара;
- сумму и сроки выплаты вознаграждения банку;
- условия, при которых банк должен выплатить компенсацию бенефициару, и другие детали.
6. Получите гарантию
После заключения договора оплатите комиссию банку. Формат предоставления гарантии зависит от получателя: для госзакупок используется электронная форма, тогда как для налоговой и таможенной служб допустимы оба варианта — электронный и бумажный. Электронные гарантии для госзакупок регистрируются банком в специальном реестре в течение суток, а гарантии для ФНС и ФТС направляются в соответствующие ведомства через систему ЭДО.
Схема проста:
- Вы оставляете заявку, а специалист связывается с вами и уточняет детали.
- Вы присылаете ссылку на закупку и свой ИНН. Специалист изучает тендер, заказчика и вашу компанию.
- Вам предоставляют список банков, которые могут выдать гарантию, и вы одобряете его.
- Вы получаете итоговые условия от банков и выбираете оптимальный вариант для себя.
- Вы получаете гарантию и оплачиваете комиссию банка.
Весь процесс занимает один час, а сервис и услуги компании Фин‑Директ для клиента бесплатны.
В своих статьях мы используем только первоисточники: материалы и обзоры справочной правовой системы «КонсультантПлюс», информационно-правового портала«Гарант.Ру», а также материалы и обзоры сайтов ФНС России, Социальный фонд России, Банка России, официального канала Минтруда России, Федеральной службы судебных приставов, Новости с сайта kdelo.ru, Онлайн журнала «Главбух», сайта nalog-nalog.ru, сайта klerk.ru, сайта kontur.ru, сайта www.buhonline.ru, а также материалы и обзоры из их телеграм‑каналов.
Владельцам бизнеса
Штрафов и конфликтов с контролирующими организациями вы можете избежать полностью, если заключите с нами Договор на Аутсорсинг бухгалтерских услуг
ООО «Аврора Консалт» — команда аттестованных специалистов, которая готова взять на себя: бухгалтерский и налоговый учёт,кадровый учёт и расчёт заработной платы, воинский учёт, составление необходимых форм отчётности, ведение 1С, а также юридическую поддержку.
Мы обеспечим учёт в полном соответствии с законодательством РФ, защиту базы данных и предоставим страховку от штрафов.
В настоящее время ООО «Аврора Консалт» заключает договоры аутсорсинга бухгалтерских услуг с ООО, ИП, ТСЖ, ЖСК и СНТ зарегистрированными и ведущими свою деятельность на территории Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
Отзывы о нашей компании вы можете прочитать на странице Отзывы и на соответствующих сервисах Google и Яндекса по ссылкам на странице Отзывов.
Для заключения договора проводится предварительная встреча в офисе вашей или нашей компании, по договорённости достигнутой накануне.
Все возникающие вопросы вы можете задать, связавшись с нами любым удобным для вас способом: позвонить по телефону (812) 209-02-00, воспользоваться альтернативными способами связи, например, мессенджерами:
или оставить заявку в чате.