Обязательная маркировка икры

Обязательная маркировка икры

Обязательная маркировка икры стартовала ещё 1 мая 2024 года. Пока она касается только осетровой и лососевой икры. В 2024 году в ней участвуют только рыбопромышленные предприятия и импортёры, но в 2025 году подключатся все остальные участники отрасли.

В этой статье:

  1. Для чего и как вводилась маркировка икры
  2. Какие товары нужно маркировать
  3. Когда икру можно не маркировать
  4. Особенности маркировки икры
  5. Как производителям работать с Меркурием
  6. Сроки маркировки икры
  7. Как подготовиться к новым этапам маркировки
  8. Ответственность за нарушения маркировки

Для чего и как вводилась маркировка икры

С 15 апреля 2023 года стартовал эксперимент по маркировке красной и чёрной икры.

С 1 апреля 2024 года участникам оборота нужно было зарегистрироваться в Честном знаке.

С 1 мая 2024 года производители и импортеры икры должны отправлять в систему данные в вводе товара в оборот.

В икорном бизнесе большое количество контрафакта. По данным Федерального агентства по рыболовству, теневой рынок только красной икры составляет более 4 млрд рублей в год. С этим должна помочь маркировка.

Чтобы уменьшить нагрузку на производителей, Совет Федерации, Госдума и ЦРПТ предложили программу поддержки для малого и среднего бизнеса — компенсацию 50% затрат на оборудование. Ею воспользовались более 60 предприятий.

По данным ЦРПТ, участники оборота включились в маркировку оперативно. На 25 апреля 2024 года в «Честном знаке» зарегистрировались больше 19 тысяч компаний, из них 834 — это производители и импортёры.

Какие товары нужно маркировать

Код ТН ВЭДНаименование товарной группы
1604 31 000 0Икра осетровых рыб (чёрная)
1604  32 001 0Икра лососевых рыб (красная)
0305 20 000 0Печень, икра и молоки рыб, сушёные, копчёные, солёные или в рассоле
0302 91 000 0Печень, икра и молоки, свежие или охлажденные
0303 91 100 0Икра и молоки для производства дезоксирибонуклеиновой кислоты или сульфата протамина, мороженые
0303 91 900 0Прочие печень, икра и молоки, мороженые

Когда икру можно не маркировать

  1. Если товар выпущен для импорта за пределы территории Евразийского экономического союза.
  2. Если это рекламные или маркетинговые образцы, произведённые в РФ или ввозимые на территорию РФ. Например, такая продукция демонстрируется на выставках и ярмарках.
  3. Если товары приобретены по сделке, которая составляет гостайну.
  4. Если икра упаковывается в присутствии потребителя, то есть на прилавке на развес.

Особенности маркировки икры

Правила маркировки икры описывает постановление Правительства РФ 29.11.2023 N 2028.

Производители и импортёры обязаны заказывать коды, наносить их на упаковку и вводить товар в оборот, отправляя данные в «Честный знак». Вся икра, произведённая после 1 мая 2024 года, должна быть промаркирована. Товар, произведённый и расфасованный до этого срока, можно продавать до окончания его срока годности. Реализовывать его нужно как товарные остатки: заказать для них в «Честном знаке» коды маркировки и ввести в оборот.

Закон обязывает маркировать не только потребительскую тару, но и оборотную, то есть куботейнеры для расфасовки на оптовых и розничных предприятиях. А это значит, что рыбодобывающие предприятия должны наносить коды маркировки сразу после вылова — на территории рыбохозяйств или на корабле в море. Это необходимо, чтобы в порту передать товар покупателю. Если на корабле недоступен интернет, коды нужно подготовить заранее.

Также закон требует маркировать замороженную ястычную икру, которая отправляется в разные регионы России. Её замораживают и упаковывают в мешки или коробки. При транспортировке образуется конденсат, из-за которого нанесённый код может повредиться. Производителю и импортёру важно выбрать подходящее оборудование для маркировки такой упаковки.

Еще один момент работы с маркировкой икры — это фасовка. Товар в оборотной таре (куботейнерах) поступает к покупателю. Тот распределяет икру в потребительскую тару (банки), которые должен промаркировать. Теперь юридически он выступает как производитель, хотя по сути является оптовиком.

Пример:


Упаковки растительного масла

Как производителям работать с «ГИС Меркурий»

Параллельно с отчётом в «Честный знак» производители и импортёры икры обязаны оформлять товар в системе для надзора за сельхозпродукцией «ГИС Меркурий».

После добычи икры в рыбохозяйствах или в море, а также при импорте нужно внести данные о товаре в «ГИС Меркурий». А затем получить на него ветеринарный сопроводительный документ (ВСД). Для этого заполните информацию о продукте:

  • наименование;
  • дату производства;
  • состав;
  • срок годности.

ВСД должны оформлять не только производители и импортёры, но и те, кто фасуют икру из куботейнеров в потребительские упаковки. В приведённом выше примере компания Х перед началом расфасовки должна получить новый ВСД на стограммовые банки икры.

С 1 октября 2025 года начнётся сверка объёмов икры, заявленных в «Честном знаке», и указанных в ВСД в «Меркурии». Если они не совпадут более чем на 2%, «Честный знак» не примет данные от компании, и продукцию нельзя будет ввести в оборот.

Сроки маркировки икры

С 2025 года к маркировке икры подключатся оптовики и розничные магазины. Последний этап — переход на поэкземплярный учёт — стартует летом 2026 года.

С 1 апреля 2025 года все участники икорной отрасли должны будут передавать сведения об обороте товара в объёмно-сортовом учёте (ОСУ).

С 1 апреля 2025 года для розничных магазинов и общепита вводится поэкземплярный вывод из оборота всех видов икры через контрольно-кассовую технику.

С 1 апреля 2025 года вводится ОСУ для вывода товара из оборота по причинам, не связанным с розничной реализацией, например, при порче продукции.

С 1 июня 2026 года на поэкземплярный учёт товара переходят все участники оборота — производители, импортёры, оптовики.

Как подготовиться к новым этапам маркировки

Ближайший срок изменений для производителей, импортёров и оптовиков — переход на объёмно-сортовой учёт в апреле 2025 года. Участники оборота должны будут передавать сведения о перемещениях товара в «Честный знак», указав GTIN и количество товара.

К этому сроку потребуется:

  • получить электронную подпись на руководителя/директора, она понадобится для регистрации в «Честном знаке» и работы с УПД (сделать это можно на сайте налоговой);
  • зарегистрироваться в личном кабинете «Честного знака»;
  • для оформления ВСД зарегистрироватья в системе «Меркурий».
  • отказаться от бумажного документооборота в пользу электронного, чтобы обмениваться УПД;
  • подготовить оборудование для сканирования кодов маркировки перед приемкой товара, чтобы проверять их на ошибки (отсутствие такой сверки может привести к штрафам, списанию, возврату товара или даже его аресту);
  • выбрать сервис для работы с маркировкой, чтобы легко заказывать коды, формировать УПД в формате ОСУ, проверять коды и перемаркировывать товары;
  • обеспечить доступ и подключение к системе маркировки икры в системе «Честный знак» и системе «Меркурий».
  • обучить необходимое количество сотрудников работе с маркировкой и отработать все процессы, чтобы исключить ошибки.

Ответственность за нарушения маркировки

НарушенияДля должностных лицДля юридических лицНаказания в особо крупных размерах
Оборот икры всех видов, произведённых после 1 мая 2024 года, без маркировки.Штраф от 5 тыс. руб. до 10 тыс. руб. и конфискация продукцииШтраф от 300 тыс. руб. и конфискация продукцииШтраф до 1 млн руб. или лишение свободы до 5 лет

Передача товаров юридическому лицу без отправки информации о ней в систему маркировки

Нарушение сроков передачи сведений в систему «Честный знак»

Ввод в оборот товаров без разрешительной документации или с неверными сведениями

Штраф от 1 000 руб. до 10 тыс. руб. или предупреждениеШтраф от 50 тыс. руб. до 100 тыс. руб.нет

В своих статьях мы используем только первоисточники: материалы и обзоры справочной правовой системы «КонсультантПлюс», информационно-правового портала«Гарант.Ру», а также материалы и обзоры сайтов ФНС России, Социальный фонд России, Банка России, официального канала Минтруда России, Федеральной службы судебных приставов, Новости с сайта kdelo.ru, Онлайн журнала «Главбух», сайта nalog-nalog.ru, сайта klerk.ru, сайта kontur.ru, сайта www.buhonline.ru, а также материалы и обзоры из их телеграм‑каналов.

Владельцам бизнеса

Штрафов и конфликтов с контролирующими организациями вы можете избежать полностью, если заключите с нами Договор на Аутсорсинг бухгалтерских услуг

ООО «Аврора Консалт» — команда аттестованных специалистов, которая готова взять на себя: бухгалтерский, налоговый и кадровый учёт, составление отчётности, ведение 1С, расчёт заработной платы, а также юридическую поддержку. Если бухгалтерский и налоговый учёт, уплата и возврат налогов вызывают у вас затруднения, то мы подхватим его на лету.

Мы обеспечим прозрачный учёт, защиту базы данных и предоставим страховку от штрафов.

В настоящее время ООО «Аврора Консалт» заключает договоры аутсорсинга бухгалтерских услуг с ООО, ИП, ТСЖ, ЖСК и СНТ зарегистрированными и ведущими свою деятельность на территории Санкт-Петербурга и Ленинградской области.

Отзывы о нашей компании вы можете прочитать на странице Отзывы и на соответствующих сервисах Google и Яндекса по ссылкам на странице Отзывов.

Для заключения договора проводится предварительная встреча в офисе вашей или нашей компании, по договорённости достигнутой накануне.

Все возникающие вопросы вы можете задать, связавшись с нами любым удобным для вас способом: позвонить по телефону (812) 209-02-00, воспользоваться альтернативными способами связи, например, мессенджерами:

или оставить заявку в чате.

Вы можете поделиться этой новостью с друзьями
Мы используем файлы cookie для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie.
Принять