
Мониторинг за дроблением бизнеса

В 2025 году ФНС усиливает мониторинг за дроблением бизнеса из-за налоговой реформы. Самая частая причина дробления — «упрощенцы» не хотят платить НДС, превышая годовой порог доходов в 60 миллионов.
В этой статье:
- Какие схемы дробления ФНС рассматривает в приоритетном порядке
- Компаний и предпринимателей на УСН много, бенефициар — один
- Общий офис, общее дело
- ИП вместо сотрудников
- Как предпринимателю доначислят налоги, если обвинят в дроблении
- Как случаи дробления разбирают суды
Какие схемы дробления ФНС рассматривает в приоритетном порядке
Практику дробления бизнеса на основе 400 арбитражных дел Федеральная налоговая служба собрала в письме от 11.08.2017 N СА-4-7/15895@. Там можно ознакомиться с 17 видами обстоятельств, которые инспектор может предъявить в качестве доказательств незаконного разделения.
Учитывая этот перечень обстоятельств, налоговики обращают внимание на схемы, которые чаще всего создают бизнесмены, чтобы уйти от налогов:
- Компания или предприниматель ведёт деятельность через подставное лицо, которое применяет специальный налоговый режим. В свою очередь, это лицо ведёт её не в целях получения прибыли и не осуществляет фактическое руководство бизнесом, а просто подписывает документы в интересах владельца компании или предпринимателя без спецрежима. Зачастую подпись подставного лица копируют и применяют без его ведома.
- Компании и предприниматели имеют одну группу сотрудников и одни и те же ресурсы для осуществления разных бизнесов. Руководители компаний или индивидуальные предприниматели тесно сотрудничают и принимают общие или взаимодополняющие решения по ключевым организационным вопросам бизнесов друг друга.
- Компании или предприниматели имеют разные производственные структуры, офисы и штат сотрудников, но составляют одну производственную цепочку. Например, ИП производит запчасти для товаров общества с ограниченной ответственностью. ООО не только платит ИП за запчасти, но и передаёт ему часть выручки от продажи товаров на зарплату сотрудникам или закупку производственного оборудования.
Компаний и предпринимателей на УСН много, бенефициар — один
Владелец местной торговой сети продуктовых магазинов не стал дожидаться наступления налоговой реформы. Ещё в 2024 году он разделил свой бизнес на несколько ООО и ИП на УСН. Каждый магазин стал отдельным обществом с ограниченной ответственностью, а для «надёжности» бизнесмен сделал разные вывески и названия обществ.
Закупку товаров от оптовиков для реализации в магазинах занималось ООО «Оптовик», маркетологи, руководители и бухгалтеры магазинов вошли в ООО «Управленец», а складом, который аккумулировал в себе товары ООО «Оптовик» и распределял их по магазинам, заведовал ИП на УСН — родственник конечного бенефициара.
ФНС организовали выездную проверку и признали группу юрлиц и ИП одной структурой. Их суммарная выручка превысила 60 миллионов рублей в год, значит, требование о доначислении НДС за первый квартал 2025 года будет законно. Инспекторы пояснили, что в данном случае необходимо изменить структуру бизнеса, определить единого руководителя и платить НДС по ставке 5% или 7%, так как бизнес не стал пользоваться правом на вычет входного НДС.
Амнистией по дроблению могут воспользоваться только те предприниматели, которые в 2025‑2026 добровольно откажутся от схем дробления до визита налоговой.
Общий офис, общее дело
Компания на УСН не хотела переходить на ОСНО, чтобы не платить больше налогов и усложнять учёт — раздробилось на две компании. Чтобы не привлекать внимания ФНС, они распределили производственную деятельности на этапы, зарегистрировали разные ОКВЭД. При вызове в инспекцию руководители пояснили, что просто снимают один офис вместе в целях экономии — это не запрещено законом.
Но инспекторы провели выездную проверку и выяснили — компании не только снимают один офис, но и имеют общий контактный телефон, лицензии на бухгалтерский софт и другие производственные программы, например, AutoCAD. Более того, бухгалтерские и кадровые документы хранятся в несгораемых шкафах, которые находятся в одном помещении — доступ в него имеют сотрудники обеих компаний. Руководитель одной из компаний перечислял в управляющую компанию и коммунальные службы платежи за всё здание, закрывая долги обеих организаций.
Кадровый учёт предприятий тоже взаимосвязан — работники увольнялись из одной компании и тут же устраивались в другую.
ИП вместо сотрудников
Офлайн‑магазин занимался продажей бытовой техники, компьютеров и гаджетов. Руководитель уговорил ведущих продавцов‑консультантов открыть ИП и заключить договоры с магазином.
Таким образом, в торговом зале находились предприниматели, которые обслуживали клиентов на территории и в интересах другого ООО. Продажи дробились — частично записывались на ООО, частично на предпринимателей.
Дополнительно руководитель офлайн‑магазина экономил на НДФЛ сотрудников, оплачивая предпринимателям‑консультантам возмещение ежегодных взносов ИП «за себя» и налога на УСН 6%.
Как предпринимателю доначислят налоги, если обвинят в дроблении
Всё, что было уплачено раньше — зачтут. Если УСН применяли незаконно, то сумму налогов, которые уже перечислили в бюджет в статусе «упрощенцев», вычтут при определении размера налогов по ОСНО, пеней и штрафов, которые начислят инспекторы организатору схемы дробления.
Зачёт проведут в рамках периодов, которые вошли в проверку — начнут с более ранних. с первой даты периода будут считать штрафы и пени, которые придётся заплатить конечному бенефициару.
Как случаи дробления разбирают суды
Случается, что компании не согласны с доводами ФНС и обращаются в арбитражный суд — указывают, что несколько компаний и ИП в собственности одного лица — это не дробление, а оптимизация управления бизнесом.
Суды не всегда соглашаются с мнением инспекторов — в практике есть только несколько случаев, когда наличие у одного бенефициара несколько ООО и ИП считали обоснованным. Главный критерий для суда — структура управления.
Судьи могут отклонить требования о доначислении налогов, если у компаний или ИП:
- есть собственный персонал, который не «перетекает» к друг другу, а у руководителей нет «перекрёстных доверенностей»;
- ключевые решения компаний и ИП не совершались в один временной отрезок;
- есть возможность работать обособленно;
- разные ниши на рынке, удалённое местоположение;
- налажено самостоятельное обеспечение матресурсами и оборудованиями, есть разные поставщики.
Обоснование — постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 07.02.2020 N Ф01-8278/2019 по делу N А11-11907/2017.
Другой важный критерий — финансовые потоки. Инспекторы, зачастую, смотрят на деньги — важно, чтобы ИП и компании не платили друг за друга, например, коммунальные платежи или задолженность поставщикам.
Обоснование — постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 17.01.2024 N Ф06-11548/2023 по делу N А12-33427/2022, постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 20.10.2023 N Ф06-9285/2023 по делу N А55-38711/2022, постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 19.03.2020 N Ф07-759/2020 по делу N А13-18722/2017.
В своих статьях мы используем только первоисточники: материалы и обзоры справочной правовой системы «КонсультантПлюс», информационно-правового портала«Гарант.Ру», а также материалы и обзоры сайтов ФНС России, Социальный фонд России, Банка России, официального канала Минтруда России, Федеральной службы судебных приставов, Новости с сайта kdelo.ru, Онлайн журнала «Главбух», сайта nalog-nalog.ru, сайта klerk.ru, сайта kontur.ru, сайта www.buhonline.ru, а также материалы и обзоры из их телеграм‑каналов.
Владельцам бизнеса
Штрафов и конфликтов с контролирующими организациями вы можете избежать полностью, если заключите с нами Договор на Аутсорсинг бухгалтерских услуг
ООО «Аврора Консалт» — команда аттестованных специалистов, которая готова взять на себя: бухгалтерский и налоговый учёт,кадровый учёт и расчёт заработной платы, воинский учёт, составление необходимых форм отчётности, ведение 1С, а также юридическую поддержку.
Мы обеспечим учёт в полном соответствии с законодательством РФ, защиту базы данных и предоставим страховку от штрафов.
В настоящее время ООО «Аврора Консалт» заключает договоры аутсорсинга бухгалтерских услуг с ООО, ИП, ТСЖ, ЖСК и СНТ зарегистрированными и ведущими свою деятельность на территории Санкт‑Петербурга и Ленинградской области.
Отзывы о нашей компании вы можете прочитать на странице Отзывы и на соответствующих сервисах Google и Яндекса по ссылкам на странице Отзывов.
Для заключения договора проводится предварительная встреча в офисе вашей или нашей компании, по договорённости достигнутой накануне.
Все возникающие вопросы вы можете задать, связавшись с нами любым удобным для вас способом: позвонить по телефону (812) 209-02-00, воспользоваться альтернативными способами связи, например, мессенджерами:
или оставить заявку в чате.