
Материальная помощь сотруднику

Материальная помощь сотруднику в размере 4 000 рублей является самой популярной среди всех видов материальной помощи. В первую очередь из‑за того, что в этом размере она не облагается НДФЛ и страховыми взносами.
Понятно, что это не огромные деньги, но, как говорится, «мелочь, а приятно!». Поэтому многие работодатели её платят своим работникам. В этой публикации напомним вам алгоритм начисления материальной помощи в размере 4 000 рублей в 1С:Бухгалтерии предприятия ред. 3.0.
Прежде чем мы приступим к практическим примерам давайте сначала обсудим на какой же счёте необходимо отражать начисление материальной помощи: на 70 счёте («Расчеты с персоналом по оплате труда»), 73 счёте («Расчеты с персоналом по прочим операциям») или вообще 76 счёте («Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»)?
Чёткого официального ответа с точки зрения законодательства нет.
В справочно‑нормативных системах сказано, что материальную помощь работникам обычно учитывают на счёте 73, а бывшим работникам, членам семьи (родственникам) в связи со смертью работника — на счёте 76. В то же время если материальная помощь предусмотрена системой оплаты труда, то можно учитывать её и на счёте 70.
Большая часть бухгалтеров предпочитает начислять материальную помощь по кредиту 70 счёта, так как плюсы перевешивают минусы.
Во-первых, НДФЛ и страховые взносы (если сумма матпомощи превышает 4 000 руб.) рассчитываются автоматически, не надо вводить дополнительные документы.
Во-вторых, все начисления оказываются «в одном месте», при проверке зарплатной отчётности (тот же РСВ, ЕФС‑1) это очень удобно: достаточно открыть ОСВ по 70 счёту за отчётный период, посмотреть кредитовый оборот и сравнить его с показателями в отчётности.
С 73 счётом таких «плюшек» нет. В основном тут только минусы:
- автоматический расчёт НДФЛ и взносов на суммы материальной помощи свыше 4 000 рублей не поддерживается, надо самостоятельно контролировать этот момент;
- чтобы заполнить зарплатную отчётность нужен ввод дополнительных документов;
- так ещё и для проверки зарплатных отчётов надо не забыть, что нужно формировать ОСВ не только по счёту 70, но и по счёту 73.
В этой статье мы разберём варианты начисления материальной помощи в размере 4 000 рублей и на счёте 70, и на счёте 73, чтобы эта подсказка у вас всегда была под рукой.
Материальная помощь сотруднику в размере 4 000 рублей в 1С:Бухгалтерии предприятия ред. 3.0 (по кредиту 70 счёта)
В примере мы разберём как начислить и выплатить материальную помощь в размере 4 000 рублей сотруднику Лисичкину Е.А. (начисление должно быть выполнено по кредиту 70 счёта).
Шаг 1 — настройка начисления «Материальная помощь»
Сначала в разделе меню «Зарплата и кадры» откроем пункт «Настройки зарплаты».
Далее в подразделе «Расчет зарплаты» выберем пункт «Начисления».
Здесь необходимо создать новое начисление «Материальная помощь».
На наш взгляд, было бы удобно дописать в наименовании (ничем не облагаемая в размере 4 000 рублей), чтобы не путать с другими видами материальной помощи, которые есть в законодательстве.
В строке «НДФЛ» укажем значение «Облагается» по коду дохода 2760.
О чем это говорит?
Если у вас начисление материальной помощи не 4 000 рублей, а, например, 5 000 рублей, то именно этот вид начисления материальной помощи и нужно использовать. То есть не надо создавать два начисления в списке начислений: отдельное начисление для материальной помощи в пределах 4 000 рублей, и отдельное начисление для любых сумм материальной помощи свыше 4 000 рублей. Этого не требуется.
Продолжим ввод настроек начисления «Материальная помощь».
- В строке «Категория дохода» выберем значение «Прочие доходы (основная налоговая база)».
- В поле «Строка 2 Раздела 2 Расчета 6-НДФЛ» выберем значение «Включать только в строку 110».
- В пункте «Страховые взносы» укажем вид дохода «Материальная помощь, облагаемая страховыми взносами частично».
Очень многие бухгалтеры на этом этапе допускают ошибку, считая, что раз материальная помощь в пределах 4 000 рублей не облагается страховыми взносами, то нужно ставить вид дохода «Доходы, не являющиеся объектом обложения страховыми взносами». Это не так!
Такую материальную помощь по законодательству нельзя принять к расходам по налогу на прибыль, поэтому в строке «Налог на прибыль, вид расхода по ст. 255 НК РФ» выбераем значение «Не включается в расходы по оплате труда».
Способ отражения необходимо задать тот, который не будет учитываться в налоговом учёте.
Обычно выбирают счёт прочих доходов и расходов 91.02, субконто «Прочих доходов и расходов» должно быть без галочки «Принимается к НУ».
Шаг 2 — начисление материальной помощи
Для автоматического начисления материальной помощи по кредиту счёта 70 используйте стандартный документ «Начисление зарплаты и взносов» в разделе меню «Зарплата и кадры» —> «Все начисления», так как в нём автоматически заложено, что у всех начислений по кредиту всегда будет счёт 70.
В нашем примере отразим только начисление материальной помощи, чтобы показать, как она отражается в зарплатной отчётности. В ваших реальных базах у сотрудников помимо начисления материальной помощи, будут и другие начисления.
Создадим начисление зарплаты и взносов за июль, добавим сотрудника Лисичкина Е.А., провалимся в сумму по колонке «Начислено».
По кнопке «Добавить» добавим созданное нами в шаге 1 начисление «Материальная помощь (ничем не облагаемая в размере 4 000 рублей)».
Сумму начисления укажем 4 000 рублей, код 503 (годовой вычет) у нас появится автоматически.
В результате НДФЛ и страховые взносы не начислятся.
Посмотрим проводки документа.
Программа сделала начисление материальной помощи по дебету счёта 91.02 и кредиту 70 счёта только в бухгалтерском учёте. По налоговому учёту сумма прошла по забалансовому счёту НЕ.03.
Шаг 3 — выплата материальной помощи
Создадим ведомость на выплату материальной помощи в разделе меню «Зарплата и кадры» —> «Ведомости в банк», так как в нашем случае сотрудник получает деньги на личную банковскую карточку, поэтому ведомость в банк.
Ведомость заполняется автоматически, НДФЛ в ней также равен нулю.
Обязательно подтягиваем эту ведомость в банковскую выписку.
Проводки в списании с расчётного счёта Дт 70 Кт 51 в сумме 4 000 рублей.
Шаг 4 — проверка отражения материальной помощи в зарплатной отчётности
В разделе «Отчеты» —> «Регламентированные отчеты» сформируем отчёт 6‑НДФЛ за 9 месяцев.
Выплата материальной помощи была в августе, поэтому сумма попадет в 9-месячный отчёт в разделе 2 по строкам 120 и 130.
Раздел 1 пустой, так как сумма 4 000 рублей не облагается НДФЛ.
Давайте ещё посмотрим, как отразилась материальная помощь в Расчёте по страховым взносам за 9 месяцев.
Видим, что в подразделе 1 раздела 1 сумма 4 000 рублей указана по строке 030 и 040.
В разделе 3 сумма начисленной материальной помощи также фигурирует у Лисичкина Е.А.
Материальная помощь сотруднику в размере 4 000 рублей в 1С:Бухгалтерии предприятия ред. 3.0 (по кредиту 73 счёта)
Если вы хотите начислять материальную помощь по кредиту счёта 73, то необходимо будет прибегнуть к операциям, введённым вручную.
Давайте начислим и выплатим материальную помощь в размере 4 000 рублей сотруднику Лисичкину Е.А. (начисление должно быть выполнено по кредиту 73 счёта).
Шаг 1 — начисление материальной помощи
В разделе «Операции» создадим «Операцию, введенную вручную».
Заполним операцию следующим образом:
В принципе всё будет то же самое, только по кредиту будет счёт 73.03, а не 70.
Шаг 2 — выплата материальной помощи
В документах «Списание с расчетного счета» или в «Выдаче наличных» нужно использовать вид операции «Прочее списание», указав счёт учёта 73.03.
Проводки документа будут следующие:
Шаг 3 — ввод дополнительных документов для отражения сумм в зарплатной отчётности
К сожалению, документы, указанные в шаге 1 и 2, не являются зарплатными, данные из них не подтягиваются автоматически в зарплатную отчётность.
Поэтому нужен ввод дополнительных документов.
В разделе меню «Зарплата и кадры» выбераем пункт «Все документы по НДФЛ».
Далее по кнопке «Создать» формируем документ «Операция учета НДФЛ».
Дата документа — 31.07.2024 г, дата операции равна дате выплаты дохода, т.е. 09.08.2024 г.
Нам необходимо заполнить только вкладку «Доходы»:
- Дата получения дохода — 09.08.2024 г.
- Код дохода — 2760.
- Вид дохода — Прочие доходы (основная налоговая база).
- Сумма дохода — 4 000 руб.
- Код вычета 503.
- Сумма вычета – 4 000 руб.
- Строка Раздела 2 Расчёта 6‑НДФЛ — Включает только в строку 110.
Далее кнопка «Провести и закрыть».
То есть мы повторили настройки начисления материальной помощи из шага 1 для инструкции начисления матпомощи по кредиту счёта 70.
Благодаря этому документу сформируется верный отчёт 6‑НДФЛ:
Чтобы Расчёт по страховым взносам сформировался верно необходимо ввести документ «Операция учета взносов» в разделе меню «Зарплата и кадры»:
Создадим новую операцию учета взносов.
Дата документа — 31.07.2024 г, месяц расчётного периода — Июль 2024 г.
Также нам нужно заполнить только вкладку «Сведения о доходах»:
- Вид дохода «Материальная помощь, облагаемая страховыми взносами частично».
- Сумма дохода — 4 000& руб.
- Скидка — 4 000 руб.
Кнопка «Провести и закрыть».
Благодаря этому документу у вас заполнится автоматически Расчёт по страховым взносам.
В своих статьях мы используем только первоисточники: материалы и обзоры справочной правовой системы «КонсультантПлюс», информационно-правового портала«Гарант.Ру», а также материалы и обзоры сайтов ФНС России, Социальный фонд России, Банка России, официального канала Минтруда России, Федеральной службы судебных приставов, Новости с сайта kdelo.ru, Онлайн журнала «Главбух», сайта nalog-nalog.ru, сайта klerk.ru, сайта www.buhonline.ru, а также материалы и обзоры из их телеграм‑каналов.
Владельцам бизнеса
Штрафов и конфликтов с контролирующими организациями вы можете избежать полностью, если заключите с нами Договор на Аутсорсинг бухгалтерских услуг
ООО «Аврора Консалт» — команда аттестованных специалистов, которая готова взять на себя: бухгалтерский, налоговый и кадровый учёт, составление отчётности, ведение 1С, расчёт заработной платы, а также юридическую поддержку. Если бухгалтерский и налоговый учёт, уплата и возврат налогов вызывают у вас затруднения, то мы подхватим его на лету.
Мы обеспечим прозрачный учёт, защиту базы данных и предоставим страховку от штрафов.
В настоящее время ООО «Аврора Консалт» заключает договоры аутсорсинга бухгалтерских услуг с ООО, ИП, ТСЖ, ЖСК и СНТ зарегистрированными и ведущими свою деятельность на территории Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
Отзывы о нашей компании вы можете прочитать на странице Отзывы и на соответствующих сервисах Google и Яндекса по ссылкам на странице Отзывов.
Для заключения договора проводится предварительная встреча в офисе вашей или нашей компании, по договорённости достигнутой накануне.
Все возникающие вопросы вы можете задать, связавшись с нами любым удобным для вас способом: позвонить по телефону (812) 209-02-00, воспользоваться альтернативными способами связи, например, мессенджерами:
или оставить заявку в чате.