
Эффективность использования оборотных активов

Эффективность использования оборотных активов характеризуется комплексом аналитических показателей. В этой статье предлагаем вам рассмотреть основные показатели экономической эффективности, применимые к оборотным средствам или оборотным активам (далее в тексте — ОА).
Какие факторы определяют эффективность использования ОА?
Эффективность использования оборотных активов характеризуют наиболее показательно:
- коэффициент оборачиваемости ОА и длительность оборота ОА;
- коэффициент загрузки ОА;
- показатели материалоотдачи и материалоемкости.
Разберем детальнее, когда какой показатель эффективности оборотных средств лучше применять и что даст вычисление каждого для того, кто вынул из своего кармана деньги и вложил в дело.
Оценка эффективности с помощью показателей оборачиваемости
Оборачиваемость — характеристика, которая дает представление о том, с какой периодичностью возвращается каждая единица денежных средств, вложенная в ОА. То есть если мы в России открыли бизнес и вложили в него 1 млн. рублей — показатели оборачиваемости дадут нам представление о том, когда каждый рубль из этого миллиона к нам вернется в виде выручки за реализованную продукцию.
Для понимания скорости оборота ОА используют 2 показателя:
1. Коэффициент оборачиваемости ОА:
КОоа = Орп / ООАср,
где:
КОоа — коэффициент оборачиваемости ОА;
Орп — объем реализованной продукции;
ООАср — средний остаток оборотных активов.
Орп и ООАср берутся за анализируемый период. Соответственно, коэффициент получается тоже по взятому в рассмотрение периоду. Таким образом, если мы посчитаем КОоа за несколько периодов и сравним получившиеся значения, то сможем понять, ускорилось возвращение в наш карман вложенных в дело денег или, наоборот, замедлилось.
Чем меньше ООАср (задержавшиеся на складе остатки материалов и продукции, не погашенная в срок дебиторка покупателей и т. п.), тем выше КОоа. Тем эффективнее мы обращаемся с имеющимися в нашем распоряжении ОА и быстрее возвращаем вложенные в ОА деньги.
2. Длительность оборота ОА:
ДОоа = Т × ООАср / Орп,
где:
ДОоа — длительность одного оборота ОА;
Т — количество дней в анализируемом периоде (можно взять месяц, квартал, год).
Вычислив этот показатель, мы узнаем, за какое конкретно количество дней наш 1 млн. рублей, потраченный на бизнес, вернется обратно в виде выручки от продаж.
Нетрудно также заметить связь между КОоа и ДОоа. Простой математической трансформацией получаем зависимость:
ДОоа = Т / КОоа.
То есть чем выше КОоа, тем короче период, за который наши деньги к нам вернутся. Чем короче ДОоа (за счет высокого КОоа), тем эффективнее работает наш бизнес.
Оценка эффективности через показатели загрузки и материалоемкости
Эффективностью использования оборотных активов характеризуется не только возвращаемость вложенных в ОА средств. Для любого бизнеса важно, чтобы средства не просто вернулись, а вернулись с прибылью. То есть если снова взять рассматриваемый нами 1 млн. рублей, то, вкладываясь в дело, мы ожидаем не только возврата этого миллиона, но и дополнительного дохода с него (прибыли).
Этот дополнительный доход и являлся отправной точкой для разработки второй группы формул для расчета эффективности использования оборотных активов.
1. Коэффициент загрузки средств в обороте:
КЗ = ООАср /В,
где:
КЗ — коэффициент загрузки оборотных средств,
В — выручка от реализации.
Допустим, мы получили выручку 1,2 млн. рублей (с нашего вложенного 1 млн.) в двух периодах. Но в 1-м периоде ООАср был равен 0,3 млн. рублей, а во втором — ООАср составил 0,4 млн. рублей.
В каком периоде бизнес сработал более эффективно?
Таблица 1
Период | КЗ | Вывод |
---|---|---|
1 | 0,25 (0,3/1,2) | Сумма текущих вложений в ОА в течение периода, необходимая для получения данного объема выручки, составила порядка 25% от суммы всей выручки |
2 | 0,33 (0,4/1,2) | Сумма текущих вложений в ОА в течение периода, необходимая для получения данного объема выручки, составила порядка 33% от суммы всей выручки |
То есть в первом случае мы тратили меньше денег на финансирование необходимых ОА, чем во втором. Значит, в периоде 1 мы вкладывали меньше, но при этом получали тот же результат (такую же выручку). Следовательно, эффект от вложений в ОА в периоде 1 был выше.
2. Материалоотдача и материалоемкость.
Для полноты картины эффективность использования оборотных активов характеризуют дополнительные показатели, допускающие факторный анализ (по составляющим). Например, рассмотренный выше показатель ООАср на практике состоит из компонентов: основного сырья и материалов, вложений в общепроизводственные расходы и т. д. Для того чтобы понять, за счет чего из периода в период меняются приведенные выше показатели, считают материалоемкость и материалоотдачу бизнеса (обычно — производственного).
Материалоотдача:
МО = В / МЗ,
где:
МО — материалоотдача;
В — выручка от реализации;
МЗ — материальные затраты, произведенные для получения данной выручки.
Тогда по нашему условному примеру с новым бизнесом:
1. Пусть из 1 млн. рублей вложений мы закупили сырья и материалов на 0,5 млн. рублей.
2. Тогда с авансированных 0,5 млн. рублей на материалы мы получим 1,2 млн. выручки. То есть вложенные в этот вид ОА средства вернутся к нам с условным увеличением в 1,2 / 0,5 = 2,4 раза.
ПРИМЕР.
Допустим, мы закупаем одно и то же сырье для нашего бизнеса в 2 периодах. Но во втором периоде поставщик сырья поднял цены, ориентируясь на общерыночную тенденцию для данного вида сырья. Прочие показатели не изменились и приведены для наглядности. Тогда показатели эффективности использования оборотных средств:
Таблица 2
Период | Стоимость сырья (млн. руб.) | Зарплата (млн. руб.) | Общепроизводственные расходы (млн. руб.) | Выручка (млн. руб.) | МО сырья (гр.5/гр.2) | Валовая прибыль (млн. руб.) |
---|---|---|---|---|---|---|
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
I | 0,5 | 0,4 | 0,1 | 1,2 | 2,4 | 0,2 |
II | 0,7 | 0,4 | 0,1 | 1,2 | 1,7 | 0 |
Вывод: со снижением МО снизилась и прибыль от производства. Наш пример показателен еще тем, что с указанным ростом цен на материальные ОА прибыль упала до 0, сделав, таким образом, по сути бессмысленным весь бизнес. Зачем продолжать дело, если вложенные в него средства не прирастают? То есть со снижением МО эффективность бизнеса сошла на нет.
С такой МО, как в периоде II, собственникам бизнеса следует очень хорошо продумать и поменять всю прежнюю политику вложения средств в материальные ОА.
Материалоемкость — это показатель, обратный материалоотдаче:
МЕ = МЗ / В,
где:
МЕ — материалоемкость;
МЗ — материальные затраты, произведенные для получения данной выручки;
В — выручка от реализации.
Показывает, какую долю в объеме выручки составляют вложения в материальные ОА. Применяется МЕ аналогично МО, и выводы, которые будут сделаны по итогам анализа, будут примерно идентичны. Нюанс: в МЕ удобнее подставлять значения по группам и видам материальных ОА для более детального анализа (например, если сырье представлено несколькими взаимозаменяемыми позициями, можно посчитать эффективность по каждой и выделить оптимальную).
Вывод
Эффективность использования оборотных активов характеризует комплекс показателей, основными из которых являются показатели оборачиваемости, коэффициент загрузки средств в обороте, материалоотдача и материалоемкость.
В своих статьях мы используем только первоисточники: материалы и обзоры справочной правовой системы «КонсультантПлюс», а также материалы и обзоры сайтов ФНС России, Социальный фонд России, Банка России, официального канала Минтруда России, Федеральной службы судебных приставов, Новости с сайта kdelo.ru, Онлайн журнала «Главбух», сайта nalog-nalog.ru, а также материалы и обзоры из их телеграм-каналов.
Владельцам бизнеса
Если бухгалтерский и налоговый учёт, а также уплата и возврат налогов вызывают у вас затруднения, то вы можете заключить с нами Договор на оказание Бухгалтерских услуг, либо в рамках договора Разовых бухгалтерских услуг, либо в рамках услуги Бухгалтер удалённо, либо заключив с нами полноценный Договор на Аутсорсинг бухгалтерских услуг
В настоящее время ООО «Аврора Консалт» заключает договоры аутсорсинга бухгалтерских услуг с ООО, ИП, ТСЖ, ТСН и ЖСК зарегистрированными и ведущими свою деятельность на территории Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
Отзывы о нашей компании вы можете прочитать на странице Отзывы и на соответствующих сервисах Google и Яндекса по ссылкам на странице Отзывов.
Для заключения договора проводится предварительная встреча в офисе вашей или нашей компании, по договорённости достигнутой накануне.
Все возникающие вопросы вы можете задать, связавшись с нами любым удобным способом: позвонить по телефону (812) 209-02-00, воспользоваться альтернативными способами связи, например, мессенджерами:
или оставить заявку в чате.