Штраф за рекламу

Штраф за рекламу

Разбираемся, можно ли получить штраф за рекламу, которая утверждает, что у вас — лучшая компания или товар на рынке, за придуманные результаты исследований, неполные условия акций в объявлениях и другие маркетинговые уловки.

В этой статье:

  1. Главные требования к рекламе
  2. Некорректные сравнения
  3. Оскорбления конкурента
  4. Неполная информация
  5. Введение в заблуждение
  6. Призывы к преступлениям

Размещение рекламы регулирует Федеральный закон «О рекламе» от 13.03.2006 N 38-ФЗ. По закону, к рекламе относится любая информация, которая адресована широкой аудитории и предназначена для привлечения внимания к компании или её товарам для продвижения на рынке.

При этом реклама должна быть добросовестной, достоверной, полной, правдивой и соответствовать другим критериям.

За нарушение требований к рекламе грозит штраф по п. 1 ст. 14.3 КоАП РФ:

  • от 2 000 до 2 500 рублей — для физических лиц;
  • от 4 000 до 20 000 рублей — для ИП и директоров;
  • от 100 000 до 500 000 рублей — для организаций.

Главные требования к рекламе

Общие требования к рекламе описаны в ст. 5 закона «О рекламе» от 13.03.2006 N 38-ФЗ.

В частности, нельзя:

  • делать некорректные, несопоставимые сравнения или не указывать их критерии;
  • порочить достоинство и репутацию какого-либо лица, в том числе конкурента;
  • утаивать важную часть информации, например, не полностью рассказывать об условиях акции;
  • напрямую обманывать покупателей, указывая недостоверную или устаревшую информацию;
  • употреблять бранные слова, непристойные и оскорбительные образы;
  • побуждать к насилию и жестокости;
  • использовать иностранные слова без перевода, которые могут исказить информацию;
  • рекламировать один товар под видом другого (например, алкоголь под видом безалкогольного напитка).

В ст. 7 закона «О рекламе» от 13.03.2006 N 38-ФЗ указаны товары и услуги, которые нельзя рекламировать, в частности:

  • наркотики;
  • взрывчатые вещества за исключением салютов и другой пиротехники;
  • табак;
  • услуги по написанию дипломных и научных работ, диссертаций.

К рекламе медицинских товаров и услуг есть свои требования, описанные в п. 1 ст. 24 закона о рекламе. Товары и услуги, которые к медицинским не относятся, не могут использовать медицинскую атрибутику — например, образ врача в белом халате.

А теперь давайте разберём самые распространенные и типичные ошибки.

Некорректные сравнения

Не используйте в рекламе слова в превосходной степени: лучший, первый, номер один, самый, совершенный, эксклюзивный, непревзойдённый, неотразимый. Если вы сравниваете свою компанию или товары с конкурентами, нужно ссылаться на конкретный и измеримый критерий и указывать источник сравнения.

Это наиболее типичное нарушение, и именно за него компании чаще всего получают штрафы.

Например, ФАС возбудила дело в отношении банка по признакам нарушения рекламного законодательства за использование в рекламе формулировки «лучший мобильный банк».

Оскорбления конкурента

Нельзя использовать шутки о конкурентах, напрямую указывать, что они хуже или использовать неявные сравнения — например, сравнивать свой продукт с абстрактным товаром, очевидно напоминающим конкурента.

Не стоит рассчитывать, что если сравнение скрыто, то покупатели его увидят, а конкуренты — нет.

В ФАС России поступило обращение ОАО «Нэфис Косметикс» с претензией к рекламе средства для мытья посуды «Fairy», которая распространялась в эфире центральных телеканалов в 2012 году. ФАС решил:

«1. Признать ненадлежащей рекламу моющего средства «Fairy», распространявшуюся в период с 23 января по 31 мая 2013 года в эфире центральных телеканалов, нарушающей пункт 1 части 2 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».

2. Выдать ООО «Проктер энд Гэмбл» (адрес: Ленинградское ш., д. 16 А, стр. 2, б.ц. «Метрополис», г. Москва, 125171, ИНН 7701032910) предписание о прекращении нарушения Федерального закона «О рекламе».

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу ФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренного статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО «Проктер энд Гэмбл».»

Неполная информация

Нельзя указывать в рекламе только часть информации — например, только выгоду от использования акции, без упоминания обо всех условиях.

«ФАС России рассмотрев материалы о распространении в ноябре 2022 г. в бортовом журнале «Аэрофлот» рекламы ПАО «Аэрофлот» с сообщением о бесплатном провозе лыжного или сноубордического снаряжения,

Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу ФАС России для решения вопроса о необходимости возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренного статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении ПАО «Аэрофлот».»

Введение в заблуждение

Условия в рекламном объявлении должны быть правдивыми, актуальными и достоверными. Нельзя показывать рекламу с устаревшими ценами, объясняя это тем, что информацию не успели обновить. Это относится не только к рекламным баннерам, но и к ценам на сайте.

Театр оштрафовали за ошибки в рекламных объявлениях при возрастной маркировке спектаклей.

Маркировка в рекламе была указана «12+», а на сайте театра «18+».

ФАС посчитал, что таким образом театр вводит в в заблуждение относительно характеристик продукта.

Призывы к преступлениям

Побуждать к нарушению закона в рекламе нельзя даже в шутку или с использованиям игры слов.

Компанию-поставщика входных дверей оштрафовали за объявление: «Уважаемые радиослушатели, в эфире радиомагазин из квартиры. Предлагаем вам бытовую технику от компьютера до электробритвы. Первый пришедший может забрать абсолютно бесплатно. Акция действует в квартирах, в которых еще не установлены стальные двери «Торекс». По результатам экспертизы, рекламный текст побуждал к кражам.

В своих статьях мы используем только первоисточники: материалы и обзоры справочной правовой системы «КонсультантПлюс», информационно-правового портала«Гарант.Ру», а также материалы и обзоры сайтов ФНС России, Социальный фонд России, Банка России, официального канала Минтруда России, Федеральной службы судебных приставов, Новости с сайта kdelo.ru, Онлайн журнала «Главбух», сайта nalog-nalog.ru, сайта klerk.ru, сайта kontur.ru, сайта www.buhonline.ru, а также материалы и обзоры из их телеграм‑каналов.

Владельцам бизнеса

Штрафов и конфликтов с контролирующими организациями вы можете избежать полностью, если заключите с нами Договор на Аутсорсинг бухгалтерских услуг

ООО «Аврора Консалт» — команда аттестованных специалистов, которая готова взять на себя: бухгалтерский и налоговый учёт,кадровый учёт и  расчёт заработной платы, воинский учёт, составление необходимых форм отчётности, ведение 1С, а также юридическую поддержку.

Мы обеспечим учёт в полном соответствии с законодательством РФ, защиту базы данных и предоставим страховку от штрафов.

В настоящее время ООО «Аврора Консалт» заключает договоры аутсорсинга бухгалтерских услуг с ООО, ИП, ТСЖ, ЖСК и СНТ зарегистрированными и ведущими свою деятельность на территории Санкт-Петербурга и Ленинградской области.

Отзывы о нашей компании вы можете прочитать на странице Отзывы и на соответствующих сервисах Google и Яндекса по ссылкам на странице Отзывов.

Для заключения договора проводится предварительная встреча в офисе вашей или нашей компании, по договорённости достигнутой накануне.

Все возникающие вопросы вы можете задать, связавшись с нами любым удобным для вас способом: позвонить по телефону (812) 209-02-00, воспользоваться альтернативными способами связи, например, мессенджерами:

или оставить заявку в чате.

Вы можете поделиться этой новостью с друзьями
Мы используем файлы cookie для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie.
Принять