
Штраф за рекламу

Разбираемся, можно ли получить штраф за рекламу, которая утверждает, что у вас — лучшая компания или товар на рынке, за придуманные результаты исследований, неполные условия акций в объявлениях и другие маркетинговые уловки.
В этой статье:
- Главные требования к рекламе
- Некорректные сравнения
- Оскорбления конкурента
- Неполная информация
- Введение в заблуждение
- Призывы к преступлениям
Размещение рекламы регулирует Федеральный закон «О рекламе» от 13.03.2006 N 38-ФЗ. По закону, к рекламе относится любая информация, которая адресована широкой аудитории и предназначена для привлечения внимания к компании или её товарам для продвижения на рынке.
При этом реклама должна быть добросовестной, достоверной, полной, правдивой и соответствовать другим критериям.
За нарушение требований к рекламе грозит штраф по п. 1 ст. 14.3 КоАП РФ:
- от 2 000 до 2 500 рублей — для физических лиц;
- от 4 000 до 20 000 рублей — для ИП и директоров;
- от 100 000 до 500 000 рублей — для организаций.
Главные требования к рекламе
Общие требования к рекламе описаны в ст. 5 закона «О рекламе» от 13.03.2006 N 38-ФЗ.
В частности, нельзя:
- делать некорректные, несопоставимые сравнения или не указывать их критерии;
- порочить достоинство и репутацию какого-либо лица, в том числе конкурента;
- утаивать важную часть информации, например, не полностью рассказывать об условиях акции;
- напрямую обманывать покупателей, указывая недостоверную или устаревшую информацию;
- употреблять бранные слова, непристойные и оскорбительные образы;
- побуждать к насилию и жестокости;
- использовать иностранные слова без перевода, которые могут исказить информацию;
- рекламировать один товар под видом другого (например, алкоголь под видом безалкогольного напитка).
В ст. 7 закона «О рекламе» от 13.03.2006 N 38-ФЗ указаны товары и услуги, которые нельзя рекламировать, в частности:
- наркотики;
- взрывчатые вещества за исключением салютов и другой пиротехники;
- табак;
- услуги по написанию дипломных и научных работ, диссертаций.
К рекламе медицинских товаров и услуг есть свои требования, описанные в п. 1 ст. 24 закона о рекламе. Товары и услуги, которые к медицинским не относятся, не могут использовать медицинскую атрибутику — например, образ врача в белом халате.
А теперь давайте разберём самые распространенные и типичные ошибки.
Некорректные сравнения
Не используйте в рекламе слова в превосходной степени: лучший, первый, номер один, самый, совершенный, эксклюзивный, непревзойдённый, неотразимый. Если вы сравниваете свою компанию или товары с конкурентами, нужно ссылаться на конкретный и измеримый критерий и указывать источник сравнения.
Это наиболее типичное нарушение, и именно за него компании чаще всего получают штрафы.
Например, ФАС возбудила дело в отношении банка по признакам нарушения рекламного законодательства за использование в рекламе формулировки «лучший мобильный банк».
Оскорбления конкурента
Нельзя использовать шутки о конкурентах, напрямую указывать, что они хуже или использовать неявные сравнения — например, сравнивать свой продукт с абстрактным товаром, очевидно напоминающим конкурента.
Не стоит рассчитывать, что если сравнение скрыто, то покупатели его увидят, а конкуренты — нет.
В ФАС России поступило обращение ОАО «Нэфис Косметикс» с претензией к рекламе средства для мытья посуды «Fairy», которая распространялась в эфире центральных телеканалов в 2012 году. ФАС решил:
«1. Признать ненадлежащей рекламу моющего средства «Fairy», распространявшуюся в период с 23 января по 31 мая 2013 года в эфире центральных телеканалов, нарушающей пункт 1 части 2 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».
2. Выдать ООО «Проктер энд Гэмбл» (адрес: Ленинградское ш., д. 16 А, стр. 2, б.ц. «Метрополис», г. Москва, 125171, ИНН 7701032910) предписание о прекращении нарушения Федерального закона «О рекламе».
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу ФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренного статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО «Проктер энд Гэмбл».»
Неполная информация
Нельзя указывать в рекламе только часть информации — например, только выгоду от использования акции, без упоминания обо всех условиях.
«ФАС России рассмотрев материалы о распространении в ноябре 2022 г. в бортовом журнале «Аэрофлот» рекламы ПАО «Аэрофлот» с сообщением о бесплатном провозе лыжного или сноубордического снаряжения,
Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу ФАС России для решения вопроса о необходимости возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренного статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении ПАО «Аэрофлот».»
Введение в заблуждение
Условия в рекламном объявлении должны быть правдивыми, актуальными и достоверными. Нельзя показывать рекламу с устаревшими ценами, объясняя это тем, что информацию не успели обновить. Это относится не только к рекламным баннерам, но и к ценам на сайте.
Театр оштрафовали за ошибки в рекламных объявлениях при возрастной маркировке спектаклей.
Маркировка в рекламе была указана «12+», а на сайте театра «18+».
ФАС посчитал, что таким образом театр вводит в в заблуждение относительно характеристик продукта.
Призывы к преступлениям
Побуждать к нарушению закона в рекламе нельзя даже в шутку или с использованиям игры слов.
Компанию-поставщика входных дверей оштрафовали за объявление: «Уважаемые радиослушатели, в эфире радиомагазин из квартиры. Предлагаем вам бытовую технику от компьютера до электробритвы. Первый пришедший может забрать абсолютно бесплатно. Акция действует в квартирах, в которых еще не установлены стальные двери «Торекс». По результатам экспертизы, рекламный текст побуждал к кражам.
В своих статьях мы используем только первоисточники: материалы и обзоры справочной правовой системы «КонсультантПлюс», информационно-правового портала«Гарант.Ру», а также материалы и обзоры сайтов ФНС России, Социальный фонд России, Банка России, официального канала Минтруда России, Федеральной службы судебных приставов, Новости с сайта kdelo.ru, Онлайн журнала «Главбух», сайта nalog-nalog.ru, сайта klerk.ru, сайта kontur.ru, сайта www.buhonline.ru, а также материалы и обзоры из их телеграм‑каналов.
Владельцам бизнеса
Штрафов и конфликтов с контролирующими организациями вы можете избежать полностью, если заключите с нами Договор на Аутсорсинг бухгалтерских услуг
ООО «Аврора Консалт» — команда аттестованных специалистов, которая готова взять на себя: бухгалтерский и налоговый учёт,кадровый учёт и расчёт заработной платы, воинский учёт, составление необходимых форм отчётности, ведение 1С, а также юридическую поддержку.
Мы обеспечим учёт в полном соответствии с законодательством РФ, защиту базы данных и предоставим страховку от штрафов.
В настоящее время ООО «Аврора Консалт» заключает договоры аутсорсинга бухгалтерских услуг с ООО, ИП, ТСЖ, ЖСК и СНТ зарегистрированными и ведущими свою деятельность на территории Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
Отзывы о нашей компании вы можете прочитать на странице Отзывы и на соответствующих сервисах Google и Яндекса по ссылкам на странице Отзывов.
Для заключения договора проводится предварительная встреча в офисе вашей или нашей компании, по договорённости достигнутой накануне.
Все возникающие вопросы вы можете задать, связавшись с нами любым удобным для вас способом: позвонить по телефону (812) 209-02-00, воспользоваться альтернативными способами связи, например, мессенджерами:
или оставить заявку в чате.