
Основные требования N 54‐ФЗ

Федеральный закон N 54-ФЗ от 22.05.2003 регулирует применение контрольно-кассовой техники (ККТ). Как реформа 54-ФЗ изменила торговлю в России, кто теперь обязан применять кассы, а кто освобождён.
В этой статье:
- В чём суть требований
- Как применять кассу
- Что, если нарушить закон
- Кто освобождён от онлайн-касс
- ИП на НПД (самозанятые)
- ИП на патенте (ПСН)
- Юрлица и ИП
- Как работать без кассы
В чём суть требований
В 2016 году ФНС внесла поправки в Закон N 54-ФЗ. Бизнесменов обязали использовать контрольно-кассовую технику с фискальным накопителем (ФН) и передавать данные с кассы в налоговую онлайн. Именно поэтому ККТ ещё называют онлайн-кассами.
Постепенно в магазинах, в общепите и в салонах услуг стали появляться новые кассы, например, модели, которые похожи на планшет с сенсорным экраном. Требования к кассам и ФН перечислены в ст. 4 и ст. 4.1 Закона N 54-ФЗ. А налоговая ведёт реестр ККТ и реестр ФН, которые соответствуют всем требованиям закона.
Сами по себе кассы не умеют отправлять данные в налоговую, в этом им помогает посредник — оператор фискальных данных или ОФД (подробнее в статье — Что такое ОФД для кассовых аппаратов?). Это организация с разрешением от ФНС на обработку фискальных данных. Как это работает:
- Касса формирует чеки и другие документы, затем передает их ОФД через интернет.
- ОФД формирует подтверждение оператора для каждого документа и отправляет его обратно на кассу.
- Оператор обрабатывает, сохраняет и отправляет полученные данные в налоговую.
Если касса установлена в местности, отдалённой от сетей связи, или на территории засекреченных военных объектов, к ОФД можно не подключаться. Об этом сказано в п. 7 ст. 2 Закона N 54-ФЗ. Когда срок действия ФН истекает, владелец сам относит его в налоговую, чтобы передать инспекторам данные о расчётах.
Бизнес переходил на кассы поэтапно: с 2017 по 2021 годы. По завершению реформы правительство отметило, что изменения помогли сократить «серую» торговлю, увеличить прозрачность расчетов и автоматизировать продажи.
Теперь использовать онлайн-кассы обязаны все предприниматели и юрлица, кроме исключений, которые перечислены во второй статье Закона N 54-ФЗ.
Как применять кассу
Закон 54-ФЗ обязывает использовать кассу при расчётах:
- когда товар или услугу оплачивает физлицо, в том числе через интернет-магазин;
- когда расчёт происходит между ИП и юрлицом, а платёж совершается наличными деньгами или с предъявлением банковской карты;
- когда принимаете аванс за товар или услугу, делаете зачёт или возврат этого аванса;
- во время предоставления и погашения займов для оплаты товаров, работ или услуг;
- во время предоставления или получения иного встречного предоставления за товары, работы или услуги;
- при приёме ставок, интерактивных ставок и выплате выигрыша в азартных играх.
Необходимо сформировать чек и передать его покупателю. В Законе N 54-ФЗ описан порядок применения кассовой техники — статья 4.3 и требования к кассовому чеку — статья 4.7.
Что, если нарушить закон
Если продавец обязан применять кассу, но не делает этого, ФНС может выписать штраф:
Размер штрафов указан в ст. 14.5 КоАП РФ:
- Для ИП: 25-50% от суммы расчёта, но не менее 10 000 руб.
- Для юридических лиц: 75-100% от суммы расчёта, но не менее 30 000 руб.
А за невыдачу кассовых чеков могут вынести предупреждение или назначить штраф:
- Для ИП: 2 000 руб.
- Для юридических лиц: 10 000 руб.
Если во всех перечисленных случаях нарушитель — субъект малого и среднего предпринимательства (МСП), то размер штрафа в два раза меньше (ст. 4.1.2 КоАП РФ).
Кто освобождён от онлайн-касс
Есть ряд исключений, которые зависят от системы налогообложения и видов деятельности.
ИП на НПД (самозанятые)
Если предприниматель применяет налог на профессиональный доход (или зарегистрирован как самозанятый), то касса не нужна, от видов деятельности это не зависит.
ИП на патенте (ПСН)
Предприниматели на патенте, которые оказывают значительную часть услуг, освобождены от применения ККТ, но есть исключения.
Во-первых, на патенте торговля без кассы запрещена.
Во-вторых, касса обязательна, если вид деятельности входит в один из перечисленных подпунктов п. 2 ст. 346.43 НК РФ:
- 3 — косметические и парикмахерские услуги;
- 6 — починка и техобслуживание бытовой радиоаппаратуры, часов, бытовых машин и приборов, ремонт и производство металлических изделий;
- 9 — техобслуживание и починка оборудования, мото- и автотранспортных средств, машин, мойка и полировка авто;
- 10 — перевозка грузов в автомобильном транспорте;
- 11 — перевозка пассажиров в автомобильном транспорте;
- 18 — ветеринарные услуги;
- 28 — ведение занятий по физкультуре и спорту;
- 32 — перевозка пассажиров с помощью водного транспорта;
- 33 — перевозка грузов с помощью водного транспорта;
- 37 — охота и ведение охотхозяйства;
- 38 — медицинская и фармацевтическая практика по лицензии;
- 40 — прокатные услуги;
- 45 — розничные продажи в торговом зале не более 150 м² по каждому объекту организации;
- 46 — нестационарная розничная торговля и стационарная без торгового зала;
- 47 — услуги общепита с залом обслуживания гостей не более 150 м² по каждому объекту организации;
- 48 — услуги общепита, не имеющего зала обслуживания гостей;
- 53 — выработка молочной продукции;
- 56 — рыбная ловля (товарная и спортивная) и разведение рыбы;
- 63 — починка компьютеров и коммуникационного оборудования;
- 65 — работа стоянок для транспорта.
Юрлица и ИП
Освобождены от применения касс в следующих случаях.
- Если совершают безналичные расчёты друг с другом, но освобождение не касается расчётов с предъявлением банковской карты (и наличных).
- Если работают в труднодоступных или отдалённых местностях. Освобождение не относится к продаже подакцизных товаров, маркированной продукции и расчётов через торговые автоматы без помощи человека.
- Если занимаются видами деятельности из пункта 2 статьи 2 Закона N 54-ФЗ, перечисленными в таблице.
Торговля | Оказание услуг |
---|---|
|
|
Как работать без кассы
Если ИП на патенте разрешена деятельность без кассы, то ИП обязан формировать документ, подтверждающий факт расчёта. Требования к такому документу описаны в пункте 2.1 статьи 2 Закона N 54-ФЗ.
Компании в труднодоступных или отдалённых местностях, которые могут работать без кассы. По требованию покупателя нужно выдавать документ, который подтверждает факт расчёта. Порядок выдачи такого документа утверждён Постановлением Правительства от 15.03.2017 N 296
В обоих случаях реквизиты документа одинаковые. Документ может быть рукописным, но в нём должны быть такие сведения:
- Наименование и порядковый номер документа.
- Дата, время и адрес осуществления расчёта.
- Название организации или ФИО индивидуального предпринимателя.
- Идентификационный номер налогоплательщика (ИНН).
- Применяемая при расчёте система налогообложения.
- Признак расчёта: приход, расход или возврат прихода.
- Наименование товара, работы или услуги.
- Сумма расчёта.
- Форма расчёта: наличные деньги или оплата по банковской карте.
- Должность и Ф.И.О лица, осуществившего расчёт.
- Подпись лица, выдавшего документ, подтверждающий факт расчёта.
В своих статьях мы используем только первоисточники: материалы и обзоры справочной правовой системы «КонсультантПлюс», информационно-правового портала«Гарант.Ру», а также материалы и обзоры сайтов ФНС России, Социальный фонд России, Банка России, официального канала Минтруда России, Федеральной службы судебных приставов, Новости с сайта kdelo.ru, Онлайн журнала «Главбух», сайта nalog-nalog.ru, сайта klerk.ru, сайта kontur.ru, сайта www.buhonline.ru, а также материалы и обзоры из их телеграм‑каналов.
Владельцам бизнеса
Штрафов и конфликтов с контролирующими организациями вы можете избежать полностью, если заключите с нами Договор на Аутсорсинг бухгалтерских услуг
ООО «Аврора Консалт» — команда аттестованных специалистов, которая готова взять на себя: бухгалтерский и налоговый учёт,кадровый учёт и расчёт заработной платы, воинский учёт, составление необходимых форм отчётности, ведение 1С, а также юридическую поддержку.
Мы обеспечим учёт в полном соответствии с законодательством РФ, защиту базы данных и предоставим страховку от штрафов.
В настоящее время ООО «Аврора Консалт» заключает договоры аутсорсинга бухгалтерских услуг с ООО, ИП, ТСЖ, ЖСК и СНТ зарегистрированными и ведущими свою деятельность на территории Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
Отзывы о нашей компании вы можете прочитать на странице Отзывы и на соответствующих сервисах Google и Яндекса по ссылкам на странице Отзывов.
Для заключения договора проводится предварительная встреча в офисе вашей или нашей компании, по договорённости достигнутой накануне.
Все возникающие вопросы вы можете задать, связавшись с нами любым удобным для вас способом: позвонить по телефону (812) 209-02-00, воспользоваться альтернативными способами связи, например, мессенджерами:
или оставить заявку в чате.