
Как открыть ИП онлайн

Как открыть ИП онлайн — разберем основные способы. в принципе это также просто как получать услуги через онлайн-сервисы, оформлять документы, писать заявления или заказывать товары.
В этой статье:
- Сервисы для регистрации ИП
- Пошаговая инструкция, как открыть ИП онлайн
- Выбор кода ОКВЭД
- Выбор системы налогообложения
- Регистрация ИП
- Срок рассмотрения и регистрация ИП
Сервисы для регистрации ИП
ИП можно открыть не только через ФНС и МФЦ, обращаясь лично, но и онлайн.
Преимущества онлайн-регистрации ИП:
- Не нужно посещать ФНС или МФЦ.
- Не придётся платить госпошлину.
- Онлайн-сервисы помогут выбрать систему налогообложения и код ОКВЭД.
Какие сервисы предлагают удаленную регистрацию ИП:
- сайт ФНС;
- личный кабинет Госуслуг (рекомендуется вход из Яндекс.Браузера, с мобильного телефона или с планшета);
- специальные платформы и онлайн-площадки;
- сервисы банков;
- через приложение «Мой налог» — подойдёт тем, кто хочет зарегистрировать ИП и работать на специальном налоговом режиме «налог на профессиональный доход» (НПД).
Пошаговая инструкция, как открыть ИП онлайн
Для открытия ИП физлицу вначале нужно определить, каким видом деятельности он будет заниматься, и выбрать систему налогообложения, после этого — заполнить заявление и отправить его в налоговую.
Этапы регистрации ИП:
- Выбор кода ОКВЭД.
- Выбор режим налогообложения, кроме этого необходимо разобраться и со страховыми взносами.
- Подготовить все необходимые документы и подать заявление.
Выбор кода ОКВЭД
Определите вид деятельности:
- По классификатору ОКВЭД посмотрите коды, которым соответствует вид деятельности.
- Выберите свою категорию бизнеса и тематические разделы.
- Выпишите основной код и дополнительные. в качестве основного лучше взять код, деятельность по которой приносит больше дохода. Дополнительные коды можно выбрать без ограничений.
Если коды выбраны неправильно и они не отражают реальную предпринимательскую деятельность, это может привести к проблемам с налоговой и контрагентами.
Минимальная длина кода — четыре цифры. При выборе кодов нужно проверить, не подлежит ли деятельность лицензированию и не нужна ли ИП справка об отсутствии судимости. Заказать такую справку можно на Госуслугах.
Если в дальнейшем вы захотите вести вид деятельности, но соответствующий код ОКВЭД при регистрации не вносили, нужно будет подать заявление по форме Р24001, чтобы внести изменения в сведения ЕГРИП.
Выбор режима налогообложения
Внимательно отнеситесь к выбору системы налогообложения. Изучите все возможные системы. Будущий предприниматель должен понимать объём доходов и расходов в своем бизнесе, будут ли наёмные сотрудники, с кем вести бизнес.
Для ИП есть шесть систем налогообложения:
- ОСНО — общая. Самая сложная система налогообложения, по ней уплачивается больше всего налогов и нужно оформлять много документации.
- УСН — упрощенная. ИП чаще выбирают эту систему, так как нужно платить только один налог по УСН. Напоминаем, что с 2025 года упрощенцы с доходом свыше 60 млн руб. должны также платить НДС.
- АУСН — автоматизированная упрощенка. Подходит ИП с малым количеством работников (не более пяти) и небольшим годовым доходом (не более 60 млн руб.). Напоминаем, что с 1 января 2025 года вводить АУСН смогут все регионы.
- ПСН — патент. Предприниматель оплачивает стоимость патента, которая зависит от региона, вида деятельности и срока действия патента.
- НПД — налог на профессиональный доход, самозанятость. Такой режим подходит не всем, так как на нем можно продавать только товары собственного производства и нельзя нанимать сотрудников по трудовому договору. Также у самозанятых есть ограничение годового дохода — 2,4 млн рублей.
- ЕСХН — единый сельскохозяйственный налог. Подходит только тем, чей бизнес связан с сельским хозяйством.
От выбранной системы зависит, какие платить налоги и сдавать отчёты, нужно ли платить фиксированные страховые взносы. Например, ИП на НПД или на АУСН не должны платить страховые взносы за себя. ИП на других режимах платят страховые взносы независимо от того, есть у него доход или нет.
Страховые взносы ИП делятся на:
- Фиксированные взносы — сумма, которую нужно заплатить за год, независимо от того, велась ли деятельность. В 2025 году — 53 658 руб.
- Дополнительный взнос — 1% на обязательное пенсионное страхование (ОПС) с доходов, превышающих 300 тыс. руб.
- Взносы за сотрудников — начисляются по единому тарифу на всю сумму зарплаты сотрудника до удержания НДФЛ. Также ИП-работодатели платят страховые взносы на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Их размер составляет 0,2–8,5% от начисленной зарплаты.
Регистрация ИП
Есть несколько способов зарегистрировать ИП.
Через сайт ФНС
- Откройте официальный сайт ФНС и авторизуйтесь.
- Перейдите в раздел «Сервисы и госуслуги», «Регистрация бизнеса», «Государственная онлайн-регистрация бизнеса».
- Зарегистрируйтесь, заполнив специальные поля. Нужно указать личные данные и адрес электронной почты.
- Заполните форму Р21001. в ней нужно указать:
- гражданство;
- пол;
- ФИО (в том числе отчество, если оно имеется), дату рождения, место рождения (по данным паспорта);
- номер паспорта и данные о его выдаче (кем и когда выдан);
- номер ИНН;
- адрес места жительства по паспорту;
- адрес электронной почты;
- коды ОКВЭД;
- номер вашего мобильного телефона;
- налоговый режим (если вы не сделаете выбор в данном разделе, система посчитает, что вы выбрали режим ОСНО).
- Выберите способ подачи заявления для регистрации ИП.
Так как речь идёт о регистрации ИП онлайн, выберите вариант «В электронном виде с подписанием на сайте ФНС России». Нужно будет подписать заявление усиленной квалифицированной электронной подписью (УКЭП). в этом случае система регистрации сама перенаправит подписанные с помощью УКЭП документы в ИФНС и вам не придётся платить госпошлину.
Пока у физлица нет статуса индивидуального предпринимателя, подойдёт УКЭП физлица, выпустить которую можно бесплатно через мобильное приложение «Госключ» или в аккредитованном удостоверяющем центре. - Дождитесь подтверждения регистрации ИП с выпиской из ЕГРИП, которые поступят на электронную почту, указанную в заявлении.
Через Госуслуги
- Зайдите на сайт «Госуслуги» и авторизуйтесь. Учётная запись должна быть подтверждённая.
- Выберите «Подать электронное заявление» и нажмите кнопку «Получить услугу». Нажмите на форму Р21001. Для регистрации ИП онлайн понадобится электронная подпись. Пока у физлица нет статуса индивидуального предпринимателя, подойдёт УКЭП физлица, выпустить которую можно бесплатно через мобильное приложение «Госключ» или в аккредитованном удостоверяющем центре.
- Укажите персональные данные, контактную информацию, выберите коды ОКВЭД и способ получения готовых документов.
- Документы для регистрации ИП с электронной подписью:
- форма Р21001;
- скан паспорта РФ.
Дополнительно, при необходимости, потребуются:
- справка о наличии или отсутствии судимости;
- заявление о переходе на УСН;
- иностранному гражданину — документ, подтверждающий право физлица проживать на территории РФ;
- дополнительные документы, если заявитель несовершеннолетний.
- После указания необходимых данных сервис проверит сведения, и если они указаны верно, подпишите заявление с помощью ЭП и отправьте пакет документов в ИФНС.
Через онлайн-сервисы
ИП можно открыть с помощью специальных онлайн-площадок. Например, через сервис «Астрал Бизнес» можно быстро зарегистрировать ИП. Специалисты сами подготовят все необходимые документы и отправят в ФНС. После рассмотрения документов вам на почту поступит информация о регистрации ИП.
При регистрации через сервис «Астрал Бизнес» вам понадобятся:
- паспорт;
- СНИЛС;
- ИНН.
Специалисты сервиса подготовят:
- заявление по форме Р21001;
- заявление на УСН, если требуется.
Через банки
Список банков, предоставляющих такую услугу, может меняться, поэтому лучше уточнять информацию на сайтах конкретных банков. Банки, как правило, предлагают эту услугу бесплатно в рамках открытия расчётного счета.
При подаче заявления нужно сначала зарегистрироваться в личном кабинете банка — банковские специалисты проконсультируют, как это сделать. Также понадобится понадобится электронная подпись — УКЭП. Пока у физлица нет статуса индивидуального предпринимателя, подойдёт УКЭП физлица, выпустить которую можно бесплатно через мобильное приложение «Госключ» или в аккредитованном удостоверяющем центре.
После подачи нужно убедиться, что заявление отправлено. в личном кабинете появится надпись — заявление принято к рассмотрению.
Через приложение «Мой налог»
Этот способ подойдёт тем, кто планирует использовать специальный налоговый режим налог на профессиональный доход (НПД).
Зарегистрируйтесь в качестве самозанятого, т.е. плательщика налога на профессиональный доход (НПД). Регистрация самозанятого займёт несколько минут, пройти её можно в приложении «Мой налог» или, например, в некоторых банковских приложениях.
Зарегистрируйтесь как ИП. Подайте заявление о регистрации ИП в налоговую — например, через Госуслуги или сервис ФНС (как мы описали выше). Для этого не нужно платить пошлину, но потребуется усиленная квалифицированная электронная подпись (УКЭП).
Проверьте статус самозанятого. Когда ФНС зарегистрирует вас как ИП, проверьте, что статус самозанятого лица сохранился. Это можно сделать в приложении на сайте ФНС. Когда самозанятый становится ИП, режим НПД для ИП применяется автоматически.
Срок рассмотрения и регистрация ИП
Стандартные сроки регистрации ИП — в течение трех рабочих дней.
Если оснований для отказа в приёме заявления нет, тогда на электронную почту поступает:
- лист записи ЕГРИП;
- уведомление о постановке на налоговый учёт.
Если при подаче документов вы выбрали опцию «Получить на бумажном носителе», то забрать печатный экземпляр можно будет в регистрирующей налоговой инспекции.
ФНС может отказать в регистрации ИП, если заявление заполнено с ошибками. Поэтому важно строго следовать инструкциям по оформлению документов, внимательно ознакомиться с примером их заполнения.
В своих статьях мы используем только первоисточники: материалы и обзоры справочной правовой системы «КонсультантПлюс», информационно-правового портала«Гарант.Ру», а также материалы и обзоры сайтов ФНС России, Социальный фонд России, Банка России, официального канала Минтруда России, Федеральной службы судебных приставов, Новости с сайта kdelo.ru, Онлайн журнала «Главбух», сайта nalog-nalog.ru, сайта klerk.ru, сайта kontur.ru, сайта www.buhonline.ru, а также материалы и обзоры из их телеграм‑каналов.
Владельцам бизнеса
Штрафов и конфликтов с контролирующими организациями вы можете избежать полностью, если заключите с нами Договор на Аутсорсинг бухгалтерских услуг
ООО «Аврора Консалт» — команда аттестованных специалистов, которая готова взять на себя: бухгалтерский и налоговый учёт,кадровый учёт и расчёт заработной платы, воинский учёт, составление необходимых форм отчётности, ведение 1С, а также юридическую поддержку.
Мы обеспечим учёт в полном соответствии с законодательством РФ, защиту базы данных и предоставим страховку от штрафов.
В настоящее время ООО «Аврора Консалт» заключает договоры аутсорсинга бухгалтерских услуг с ООО, ИП, ТСЖ, ЖСК и СНТ зарегистрированными и ведущими свою деятельность на территории Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
Отзывы о нашей компании вы можете прочитать на странице Отзывы и на соответствующих сервисах Google и Яндекса по ссылкам на странице Отзывов.
Для заключения договора проводится предварительная встреча в офисе вашей или нашей компании, по договорённости достигнутой накануне.
Все возникающие вопросы вы можете задать, связавшись с нами любым удобным для вас способом: позвонить по телефону (812) 209-02-00, воспользоваться альтернативными способами связи, например, мессенджерами:
или оставить заявку в чате.