Изменения в валютном законодательстве

Изменения в валютном законодательстве

Изменения в валютном законодательстве могут касаться многих аспектов валютных операций, осуществляемых российскими гражданами и организациями.

В 2024 году продолжают применяться предыдущие правовые нормы, влияющие на порядок проведения операций с валютными ценностями для физлиц и юрлиц. Вместе с тем 2024 год богат на инициативы властей, связанные с изменениями валютного законодательства. Можно ожидать рассмотрения проектов новых нормативов законодательными структурами в обозримом будущем.

Изменения в валютном законодательстве в 2024 году

К числу ключевых изменений в валютном законодательстве в 2024 году, которые и в ближайшие годы, можно отнести:

  1. Требование в отношении юридических лиц-резидентов, входящих в одну международную группу компаний с юрлицами-нерезидентами — уведомлять ФНС об открытии (закрытии) счетов и вкладов, а также об изменении реквизитов счетов юрлиц-нерезидентов в зарубежных финансовых организациях — в течение месяца с момента совершения учитываемой операции (Закон от 25.12.2023 N 647).

    Также указанные юридические лица-резиденты предоставляют в ФНС отчёты о движении денежных средств нерезидентов в зарубежных финансовых организациях — в порядке, устанавливаемом Правительством и Центробанком.

    Рассматриваемые требования не применяются, если они исполняются материнской компанией международной группы компаний либо отдельным участником такой группы, на которого материнская компания возложила обязанность по исполнению соответствующих требований.

  2. Изменения, обусловленные вступлением в силу новой редакции Инструкции Банка России от 16.08.2017 N 181-И — с 9 января 2024 года.

    В числе новшеств:

    • повышение — с 600 тыс. до 1 млн. рублей, суммы обязательств по контракту с нерезидентом, при котором производится упрощенный валютный контроль (без направления в уполномоченный банк требуемых сведений и документов);
    • освобождение резидентов от необходимости направлять в банк документы, удостоверяющие передвижение товара в пределах ЕАЭС.
  3. Перенос срока введения обязанности бюджетных организаций проводить валютные операции только с помощью счетов в Федеральном Казначействе — с 1 января 2024 года на 1 января 2026 года (Закон от 24.07.2023 N 355-ФЗ).
  4. Принятие нормы, по которой к иностранной валюте приравнивается национальная денежная единица другого государства, которая выпущена в цифровой форме национальным банком или иным органом (Закон от 24.07.2023 N 340-ФЗ).
  5. Увеличение — с 90 до 120 дней, срока, в течение которого экспортеры должны зачислить в уполномоченный банк не менее 80% от иностранной валюты, что получена от зарубежного покупателя (постановление Правительства России от 26.04.2024 N 544).
  6. Продление — до 9 сентября 2024 года, ограничений на обналичивание валюты (Информация Банка России от 07.03.2024).
  7. Принятие новой Инструкции Банка России от 10.01.2024 N 213-И, регулирующей открытые валютные позиции кредитных организаций.

    В числе нововведений по принятому документу — установление лимита на балансовые открытые позиции (в величине 50% от капитала), а также введение критериев фиктивного хеджирования риска.

  8. Введение приказом ФНС России от 26.04.2024 N СД-7-14/349@ новых форм уведомлений ФНС о зарубежных счетах (направляемых в соответствии с требованиями по ч. 2 ст. 12 и ч.10 ст. 28 Закона N 173-ФЗ).

Новые формы применяются с 1 июля 2024 года.

Также подлежат дальнейшему применению:

  1. Требования, установленные законом от 30.12.2020 N 499-ФЗ. В ст. 12 закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ появилась норма, по которой резиденту стало можно не предоставлять в ФНС отчёт о переводе денежных средств без открытия счёта (с использованием ЭПС, предоставленных иностранными поставщиками платежных услуг) при условии, что общая сумма денежных средств, зачисленных на соответствующую ЭПС, за отчётный год не превысила 600 тыс. рублей (или эквивалентную ей в иностранной валюте).
  2. Требования, введённые законами от 11.06.2021 N 200-ФЗ (вступил в силу с 01.10.2021), а также от 13.07.2022 N 235-ФЗ (в основной части вступил в силу с 24.07.2022).

В положениях ст. 3.5 КоАП РФ и ст. 15.25 КоАП РФ сохраняют действие нормы о штрафах за несдачу резидентами в установленном порядке отчётов о переводах денежных средств с помощью иностранных ЭПС. В действующей редакции ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ (в соответствии с законом от 13.07.2022 N 235-ФЗ) присутствует норма, по которой осуществление незаконных валютных операций влечёт наложение административного штрафа на ИП, юрлиц в размере 20‑40% от суммы незаконной операции, для должностных лиц — в том же размере, но не более 30 тыс. рублей.

Также, напомним, что законом от 13.07.2022 N 235-ФЗ в положения ст. 15.25 КоАП РФ были введены смягчающие поправки по многим видам штрафов. В частности, отменены штрафы за валютные нарушения резидентов, включённых в перечень профессиональных участников внешнеэкономической деятельности по ч. 4.2 и 5.3 ст. 15.25 КоАП РФ.

Действующими положениями ч. 4 ст. 15.25 КоАП РФ (в редакции закона от 13.07.2022 N 235-ФЗ) для ИП и юрлиц предусмотрен штраф за неосуществление репатриации выручки в валюте РФ в размере 3‑5% от суммы, не зачисленной на банковские счета в установленный срок (кроме контрактов по экспорту леса, пиломатериалов — по ним штраф может доходить до 10%).

В свою очередь, действующими положениями ч. 4.3 ст. 15.25 КоАП РФ установлен штраф для должностных лиц в размере 3‑5% от суммы денежных средств, что причитаются резиденту от нерезидента (но не более 30 тыс. рублей).

Действующая редакция ч. 10 ст. 15.25 КоАП РФ (в соответствии с законом от 19.12.2022 N 518-ФЗ) предписывает не применять административную ответственность за нарушения, установленные ч. 1, 4, 4.1, 4.3, 5 и 5.2 ст. 15.25 КоАП РФ, к резиденту, если нарушение требований валютного законодательства обусловлено введением против него международных санкций.

Кроме того подлежат применению требование, обусловленное принятием закона от 17.02.2021 N 9-ФЗ, в соответствии с ним, а именно: в положениях ч. 4.4 ст. 19 закона N 173-ФЗ была закреплена норма, по которой экспортёр‑резидент признаётся исполнившим обязанность по репатриации валютной выручки при обеспечении получения данным резидентом страховой выплаты в иностранной валюте или в рублях от страховых фирм‑нерезидентов, не включенных в перечень по абз. 2 ч. 4.4 ст. 19 закона N 173-ФЗ.

Указанная обязанность в данном случае признаётся исполненной, если определённое договором страхования значение соотношения страховой суммы и страховой стоимости (уровень страхового возмещения) составляет не менее 70%.

Указом президента России от 08.08.2022 N 529 российским юрлицам и ИП разрешено не выполнять требования, установленные ч. 1 и 2 ст. 19 закона N 173-ФЗ. То есть, на сегодняшний день репатриация выручки (пока данным законом и иными нормативами не будет установлено иного) фактически отменена.

Положения ст. 19 закона N 173-ФЗ были дополнены новой ч. 4.8, по которой экспортёр‑резидент признается исполнившим обязанность по репатриации валютной выручки в случае обеспечения им приема денежных средств в качестве платежа по банковской гарантии, выданной нерезиденту в пользу резидента в целях обеспечения исполнения обязательств, предусмотренных внешнеторговым контрактом.

Был дополнен перечень документов (приведенный в пп. 9 и 19 ч. 4 ст. 23 закона N 173-ФЗ), которые могут быть запрошены у резидентов субъектами валютного контроля.

Контролирующие органы могут осуществлять взаимодействие как с физлицами, так и с организациями.

Также сохраняет актуальность норма, введённая законом от 28.06.2021 N 223-ФЗ (вступил в силу с 01.07.2021), в соответствии с которой закон N 173-ФЗ не требует обязательной репатриации иностранной валюты предприятиями, осуществляющими экспорт несырьевых неэнергетических товаров.

Запомните, что в ст. 9 закона N 173-ФЗ есть норма, позволяющая проводить без ограничений валютные операций между резидентами при импортном факторинге (закон от 05.12.2022 N 511-ФЗ).

С 01.01.2024 в законе N 173-ФЗ появились новые нормы, введённые законом от 14.07.2022 N 353-ФЗ.

Правила, определённые Постановлением Правительства России от 26.12.2022 N 2433.

Данный норматив разрешает получать валютную выручку в наличной форме (в сумме, предусмотренной условиями внешнеторговых соглашений). Также постановление регламентирует варианты распоряжения полученной наличной валютой.

Её можно, в частности:

  • использовать для расчётов с зарубежными поставщиками;
  • зачислить в иностранный банк для оплаты импортных поставок;
  • ввезти на территорию РФ в рамках процедуры декларирования.

Законодатель может инициировать много иных изменений в валютном регулировании в соответствии с различными проектами нормативных актов.

Дальнейшие изменения в валютном законодательстве

Изменения в валютном законодательстве, из числа наиболее интересных:

  1. Проект Банка России, регламентирующий включение в перечень крупнейших экспортеров, которые предоставляют данные об активах и обязательствах, компаний, у которых в 2023 году экспортная выручка (либо среднемесячный долг перед нерезидентами) составила более 1 млрд. долларов.
  2. Проект Указа Президента России об исполнении в рублях обязательств РФ по валютным государственным гарантиям.

    Документ предусматривает, в частности, что бенефициар (российское юридическое или физлицо, иностранное юрлицо или гражданин, международная организация) будет обязан отразить сумму в рублях по курсу Банка России в требовании на исполнение гарантии — на дату направления соответствующего требования.

В своих статьях мы используем только первоисточники: материалы и обзоры справочной правовой системы «КонсультантПлюс», информационно-правового портала«Гарант.Ру», а также материалы и обзоры сайтов ФНС России, Социальный фонд России, Банка России, официального канала Минтруда России, Федеральной службы судебных приставов, Новости с сайта kdelo.ru, Онлайн журнала «Главбух», сайта nalog-nalog.ru, сайта klerk.ru, сайта www.buhonline.ru, а также материалы и обзоры из их телеграм-каналов.

Владельцам бизнеса

Штрафов и конфликтов с контролирующими организациями вы можете избежать полностью, если заключите с нами Договор на Аутсорсинг бухгалтерских услуг

ООО «Аврора Консалт» — команда аттестованных специалистов, которая готова взять на себя: бухгалтерский, налоговый и кадровый учёт, составление отчётности, ведение 1С, расчёт заработной платы, а также юридическую поддержку. Если бухгалтерский и налоговый учёт, уплата и возврат налогов вызывают у вас затруднения, то мы подхватим его на лету.

Мы обеспечим прозрачный учёт, защиту базы данных и предоставим страховку от штрафов.

В настоящее время ООО «Аврора Консалт» заключает договоры аутсорсинга бухгалтерских услуг с ООО, ИП, ТСЖ, ЖСК и СНТ зарегистрированными и ведущими свою деятельность на территории Санкт-Петербурга и Ленинградской области.

Отзывы о нашей компании вы можете прочитать на странице Отзывы и на соответствующих сервисах Google и Яндекса по ссылкам на странице Отзывов.

Для заключения договора проводится предварительная встреча в офисе вашей или нашей компании, по договорённости достигнутой накануне.

Все возникающие вопросы вы можете задать, связавшись с нами любым удобным для вас способом: позвонить по телефону (812) 209-02-00, воспользоваться альтернативными способами связи, например, мессенджерами:

или оставить заявку в чате.

Вы можете поделиться этой новостью с друзьями
Мы используем файлы cookie для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie.
Принять